Самая ожидаемая премьера сезона готовится в театре ARTиШОК – спектакль «Уят» Галины Пьяновой, созданный в партнерстве с драматургом Наташей Ворожбит и политологом Досымом Сатпаевым. В спектакле его авторы задумали говорить на тему, которую стесняются поднимать даже в Фейсбуке – о реальной национальной самоидентификации казахстанцев, а не той, в честь которой празднуется в республике 1 мая – День единства народа. «Уят» уже стал реальным эмоциональным испытанием для всей труппы ARTиШОКа, и не меньшим шоком обещает стать для публики. Показы в сентябре – 10, 11, 13 и 14 сентября, но билетов на них уже нет. В следующий раз «Уят» можно будет увидеть в октябре.
Немецкий театр в сотрудничестве в Британским советом в рамках всемирного проекта «Шекспир жив» подготовил собственную инсценировку «Гамлета». Спектакль поставил режиссер из Лондона Джефф Черч, который двенадцать лет назад в Алматы в Немецком театре уже работал – над «Макбетом». Новая его работа получила название «ЯГамлет», и ее особенность в том, что самого Гамлета зритель в спектакле не увидит, но попробует влезть в его шкуру. Удивительно, но своей главнейшей целью в работе над спектаклем Черч видит миссию профилактики суицидов среди молодежи: говорит, что Гамлет и Офелия - достойные антипримеры, на которых можно учить. Почувствовать себя Гамлетом можно будет 10, 11 и 12 сентября, спектакль идет в здании Союза писателей.
Сразу два премьерных спектакля, для взрослых и для детей, готовит ТЮЗ имени Сац. Сказку «Конек-горбунок» и трагикомедию «Биндюжник и король» поставил главный и единственный режиссер театра Султан Усманов – постановщик, который умудряется выпускать по премьере, а то и по две, в месяц уже который сезон. Это неизменно сказывается на качестве работ, но в случае с благодарным зрителем дошкольного возраста особого значения, по всей видимости, не имеет. Но мюзикл «Биндюжник и король» по прозе Исаака Бабеля станет одной из редких работ Усманова для взрослых, и повторит ли она провал усмановского же «Инкогнито из Петербурга», станет ясно 10 сентября – в этом месяце у премьеры только одна дата.
Русская драма имени Лермонтова сезон открывает 9 сентября «Трамваем «Желание» - работой режиссера Дмитрия Скирты, которая закрывала предыдущий сезон. Спектакль у заслуженного артиста страны получился легковесным и неглубоким, но слезовыжимательным: публика всхлипывала и аплодировала. 10 сентября же в лермонтовском покажут еще одну весенне-летнюю премьеру, «Андалузское проклятье» Дмитрия Билова - сложный и замысловатый театральный триллер, который как театральный продукт актуальнее и интереснее своего мелодраматического «собрата», но ожидаемо более прохладно был принят залом.
Театр «Жас Сахна» в сентябре тоже не планирует новых спектаклей, а ограничивается премьерами прошлого сезона – «Этими свободными бабочками» Барзу Абдуразакова 9 сентября откроется новый театральный год. Однако известно, что молодая труппа уже работает над свежим репертуаром, но конкретными планами «Жас Сахна» делиться не спешит: опыт показывает, что не все они, будучи объявленными, реализуются. Так, например, начатый еще в прошлом сезоне спектакль «Носороги» по Эжену Ионеско до зрителей так и не дошел.
Театр в арт-убежище «Бункер» со дня на день назначит премьеру спектакля «Чудо» по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Эта основанная на реальных событиях история рассказывает об американке Хелен Келлер, филантропе, активисте и писательнице, которая лишилась слуха и зрения в полуторагодовалом возрасте. «Чудо» поставит режиссер Азамат Абильдинов, который в прошлом сезоне удачно дебютировал в «Бункере» с работой по Мартину Макдонаху «Королева красоты».
Театр «Свой» обещает наконец не только проводить актерские тренинги, но и показывать публике результаты обучения студентов. На октябрь запланирована премьера выпускного спектакля 3 курса «бункеровцев» в стиле стимпанк, любовью к которому давно известен худрук «Своего» Дмитрий Дягилев. Рабочее название спектакля – «Верна», в его основу будут положены несколько литературных произведений, ключевое из которых – научно-фантастический рассказ Джека Финнея «О пропавших без вести».
В октябре сезон откроет казахский драмтеатр имени Ауэзова – трагедией «Абай» Есмухана Обаева. Новых спектаклей не первый месяц театр не запланировал. ТЮЗ имени Мусрепова дату открытия сезона еще не анонсировал.
Кроме этого, на вторую половину сентября в Алматы запланированы два заметных театральных мероприятия. 17-18 сентября в рамках фестиваля креативных индустрий и творческих инициатив Art Energy Almaty уличные программы покажут сразу три театра. Плэйбэк-театр «И.Л.И.» подготовил перфоманс «Площадь свободы слова», в котором предложат публике озвучить свои идеи по улучшению жизни в городе. «Бункер» покажет спектакль на основе письменных обещаний алматинцев своему городу, который авторы работы соберут заранее. «Дом Q» пантомимически изобразят истории из жизни городских служб. Все показы пройдут на площади перед ГАТОБом.
С 17 по 21 сентября в ARTиШОКе пройдет неделя театра кукол, куда в качестве хедлайнера пригласили Малый театр кукол из Санкт-Петербурга со спектаклем «Оркестр» по пьесе Жана Ануя. Также в рамках фестиваля проведут воркшоп «Театр кукол наизнанку», где каждый зритель сможет ощутить себя по ту сторону театральной сцены.
В долгосрочной театральной перспективе уже можно говорить о спектакле художника Антона Болкунова «История уродства», который будет создаваться в новой локации – мастерской ARTиШОКа в промзоне на Гоголя-Ауэзова. Обещают заявить о себе также и независимые театральные проекты, но когда это случится – пока не до конца ясно. Во всяком случае, период с сентября по ноябрь в театре традиционно складывается оживленным, а в этом сезоне, пожалуй, даже больше обычного.