«Надо вспомнить историю (…) Как тогда говорили, славянские республики стали объединяться (…) волновались члены Беловежской пущи - что как будет, водораздел будет или нет. Высказывались предложения создания Туркестанского союза республиками, у Закавказья тоже свои были (предложения - V), в этих условиях я предложил - давайте создадим (…) Можно было было сказать по-другому, но тогда слово «союз» начисто не воспринималось, как красная тряпка для быка. Нашли слово «содружество». вот содружество мы тогда в Алматы создали. Надежда была, что у нас будет общее оборонное пространство, свободное передвижение людей и мы будем общие ценности защищать, но все пошло, как пошло, не так как мы хотели. Все страны, получается, постарались укрепить свою независимость у каждого была своя идея, все пошли своим путем, организация начала постепенно расходиться, так сказать, по стройкам. Совместная работа была, связки, скрепы были очень слабые, подошли к тому что мы принимали огромное количество документов, которые никто не выполнял (…) Ну, как может такая организация работать? Я постоянно переживал за это дело», - рассказал Назарбаев, отвечая на вопрос журналиста. 

Тем не менее, Назарбаев отметил положительный эффект существования организации: «Хорошо что было СНГ. Во-первых, для того чтобы мирно разойтись, во-вторых, это площадка для встречи президентов - когда шел «развод» всякие моменты возникали на границе, между людьми, члены семей оказались в одной республике, часть - в другой. Дети учились в Москве, они - здесь. Очень большие проблемы возникли. Для решения таких человеческих проблем СНГ сыграло свою роль  - вообще, как площадка для встречи глав государств, посмотреть друг на друга, обмен мнениями, само по себе было очень важно, но поскольку это не устраивало  (стран-участниц - V) мы договорились, что сотрудничество и интеграция будет разноскоростная. Из этого вышел Евразийский Экономический Союз», - отметил глава государства. 

При этом Назарбаев считает, что у СНГ есть потенциал для развития: «СНГ, я считаю, имеет право жить. Мы в последний раз договорились о том, что мы будем бюрократию сокращать, вопросы будем брать посильные - 1-2 вопроса на год, обсуждать их и решать (…) СНГ может развиваться и стать более четкой организацией, как площадка для обмена мнениями государств, входящих в эту организацию», - отметил он.