Как сообщила Исаева, в Казахстане зарегистрировано 2604 неблагополучных пунктов по сибирской язве, из которых по 1890 пунктам известно точное расположение, не установлено месторасположение 714 пунктов.
«В основном, это пункты по сибирской язве 50-70 летней давности», - пояснила вице-министр. - По данным пунктам мы знаем, в каких сельских округах они расположены, по ним ведется ежегодное исследование проб почвы на наличие спор сибирской язвы, новые случаи заболевания сибирской язвы в этих населенных пунктах не были зарегистрированы».
По ее словам, в прошлом году ученые Казахского научно-исследовательского института ветеринарии провели 601 выезд. В результате было установлено точное расположение еще 32 пунктов.
«Если рассмотреть состояние 1890 пунктов с установленным точным месторасположением, то на сегодня 72 пункта из них не имеют ограждений или опознавательных знаков. Например, в Павлодарской области таких пунктов 86, в Западно-Казахстанской области – 84. Акиматы обязаны проводить работы по содержанию в надлежащем состоянии от сибиро-язвенных захоронений. На эти цели в целом по республике требуется 1,6 млрд тенге. А фактически за последние два года их было выделено всего 22% от потребности», - заявил Исаева.
Тут вице-министра перебил премьер-министр Карим Масимов, который поинтересовался у вице-премьера – министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова: «А если выделить ресурсы, вопрос будет решен? Дело только в ресурсах?».
Однако четкого ответа последний дать не смог: «По тем местам, на которые уже выявлены, которые уже мы имеем в виде захоронений, понятно, их надо приводить в порядок. Здесь мы предлагаем дальше, это, что касается тех неизвестных захоронений. В будущем мы предлагаем, чтобы отходить от этих захоронений, купить современную машину, которая будет сжигать и которая ничего не оставляет».
Тем временем Исаева продолжила показывать на слайдах, как должно выглядеть захоронение. Однако, согласно результатам контроля, в большинстве случаев отсутствуют ограждения и опознавательные знаки.
«В Карагандинской области отсутствует ограждение, в Акмолинской области нет ни ограждения, ни опознавательного знака, в Северо-Казахстанской области два скотомогильника вроде бы имеют ограждение, но их деревянная конструкция не обеспечит той надежности, которая должна быть. Это должны быть или бетонный саркофаг, или надежная металлическая конструкция. И вот такая картина характерна практически для всех регионов республики», - рассказала вице-министр, отметив, что в Минсельхозе считают, что необходимо выделить дополнительные средства на эти цели.
Кроме того, по ее мнению, необходимо продолжить экспедицию с участием ученых, актуализировать кадастр пунктов по сибирской язве, и внести координаты сибиро-язвенных захоронений в государственную информационную систему земельного кадастра.
Что касается скотомогильников, их в республике 3298, из которых 752 –типовые, 2546 –примитивные. Вице-министр подчеркнула, что строительством, содержанием и реконструкцией скотомогильников обязаны заниматься акиматы. И на эти цели ежегодно из местного бюджета выделяется финансирование.
«Так, с 2005 года было выделено более 1,4 млрд тенге. В текущем году областями предусмотрено 188 млн тенге. Вместе с тем, хотелось бы привести пример Алматинской области: в прошлом и текущем году ими не были предусмотрены средства из местного бюджета на функционирование скотомогильников. И только 30 июня текущего года на заседании областного маслихата, наконец-то было выделено 44 млн тенге», - сообщила она.
В целом, по республике, продолжила Исаева, 77% скотомогильников не соответствуют требованиям и представляют собой примитивные сооружения. В этой связи, считает она, акиматам необходимо в полном объеме ежегодно выделять средства из местного бюджета и проводить все работы по содержанию, а также по реконструкции примитивных скотомогильников.
Исаева сообщила, что при ликвидации очагов особо опасных болезней можно использовать новые виды оборудования, такие как трупосжигательные печи или инсинераторы, которые позволяют в случае возникновения новых вспышек особо опасных болезней, сжигать трупы животных и не строить новые скотомогильники. И в 2013 году было закуплено 326 инсинераторов, в том числе 127 передвижных. Вот только проверка показала, что на местах на сегодняшний день имеется всего 271 инсинератор, 143 инсинератора не эксплуатируются.
«Акиматам необходимо привести в порядок закупленные инсинераторы и предусмотреть в местном бюджете достаточных средств для приобретения топлива, и использовать инсинераторы при ликвидации очагов», - считают в Минсельхозе.
Что касается вакцинации скота, то, заверила вице-министр, она проводится ежегодно, вовремя и проверяется на качество. Кроме того, в стране созданы 199 районных ветстанций и 2338 ветпунктов, в которых в настоящее время работают около 12 тысяч ветеринаров. Вот только акиматы не обеспечили собственными помещениями 54% ветстанций и 74% ветпунктов и не закупили необходимого оборудования для хранения вакцины – это специальные холодильники, термоемкости и термочемоданы. Хотя на эти цели в 2013-14 годах им выделялись 14,6 млрд тенге. «На сегодняшний день в ненадлежащих условиях, без соблюдения температурного режима хранятся ветпрепараты, например, в ЗКО - в погребе, без надлежащего контроля температуры и в не приспособленных условиях - в Атырауской области, Жамбылской. В Костанайской вообще хранятся на складе, где вообще нет никакого контроля температуры», - констатировала вице-министр, подчеркнув, что местным исполнительным органам необходимо «срочно принять меры по созданию надлежащих условий хранения ветеринарных препаратов».
В целом, по мнению представителя Минсельхоза, ветеринарной службе, министерству и акиматам необходимо усилить ветконтроль и активизировать разъяснительную работу среди населения по вопросам в области ветеринарии.