«Не налажена система управления рисками, нет четкой аналитики - какое предприятие и когда надо проверять. Более того, госорганы в свои проверочные листы заложили массу ненужных, устаревших требований к бизнесу. Некоторые абсурдны и не поддаются никакой логике», - начал перечислять проблемы Ахметжанов.
Он привел примеры: «Санитарные правила для общепита требуют, чтобы помещения по приготовлению холодных блюд располагались только с северо-западной стороны. Или нелепый запрет продавать торты нарезками или частями».
Чтобы выяснить, какие нормы мешают бизнесу, отметил замгенпрокурора, на сайтах прокуратуры, национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и партии «Нур Отан» разместили специальный формуляр. Однако поступило всего 15 сообщений.
«Это говорит о том, что у бизнеса к нам еще нет доверия. Пока есть административные барьеры, нелепые нормы, по любому предприниматель будет виноват, а чиновник будет прав, потому что закон будет на его стороне», - подчеркнул он.
По словам прокурора, в надзорном органе изучили каждый проверочный лист.
«В них должны быть лишь требования, которые несут непосредственную угрозу. Начали с органов по защите прав потребителей. Там более 8000 требований. До конца года планируем их сократить. Такая работа будет поэтапно проведена во всех сферах госконтроля», - заверил Ахметжанов.
Другая проблема, которую озвучил прокурор, нет четких критериев для внеплановых проверок. В надзорном органе выяснили, что жалобы потребителей составили лишь треть, 37% проверок инициировали сами госорганы, а остальные 36% писали те, чьи права никак не затрагивали деятельность бизнесменов.
«Из этого можно сделать вывод, что госконтроль используется для устранения конкурентов либо для оказания давления на бизнес», - уверены в прокуратуре.
«Доходит до того, - продолжил он, - что госорганы сами создают ТОО, чтобы мониторить предпринимателей для их последующей проверки…. Мы предлагаем сократить основания для внеплановых проверок, в том числе запретить проверять по обращениям третьих лиц. Поправки уже на стадии согласования», - проинформировал Ахметжанов.
Третья проблема, по мнению прокуроров, - сфера госконтроля и надзора, которые «чрезмерно расширены». Сегодня на стадии обсуждения находится предложение о введении саморегулирования в оценочной, аудиторской деятельности, а также при оказании консультативной помощи госорганам по государственным социальным заказам. Всего планируется передать более 30-ти функций.
«За последние три года число разрешений сокращено почти в три раза. Тем не менее до сих пор госорганы нарушают сроки предоставления государственных услуг необоснованно отказывают в их предоставлении, требуют у бизнеса ненужные документы. Проверки лишь двух министерств выявили свыше двухсот нарушений при предоставлении услуг бизнесу. Сегодня прорабатывается предложения сокращения сроков, минимизация требований документов, до конца года думаем реализовать», - сказал Ахметжанов.
Говоря о проверках бизнеса без оснований, замгенпрокурора высказал мнение, что «под этим соусом разное может творится».
«Возможно это заказы конкурентов, которые хотели устранить своего конкурента, погубить бизнес, давление госорганов на этих (предпринимателей - V), возможно и коррупция, возможно есть элементы правонарушения, но скрыли. К сожалению, здесь не четкой позиции. И мы до последнего заявления будем принципиально разбираться: кто инициировал, кого хотели увести от уголовной ответственности или оказать давление на бизнес. Будет дана правовая оценка по фактам», - заверил он.
В свою очередь генеральный прокурор Жакип Асанов подчеркнул, что не только этим событиям и фактам нужно давать оценку, но и чиновникам. По его мнению, надзорному органу совместно с агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции необходимо совместно работать в этом направлении.
«Ничего страшного не случится, если по итогам этой проверки завтра половина этой службы будет уволена по отрицательным мотивам. Пусть это будет уроком. Пока личной ответственности каждого не будет, в том числе и того, кто значится в корпусе «А», и кто является политическим (служащим), ничего не будет. Не надо писать многостраничные представления, которые читать никто не будет, а надо коротко в отношении каждого возбуждать дисциплинарные производства, в отношении вице-министров, председателей комитетов, в отношении конкретно начальников управлений и многочисленных отделов. А иначе это останется то же самое. Поэтому у меня просьба к агентству тоже подключиться, вместе давайте посмотрим и дадим в первую очередь оценку не столько фактам, а сколько конкретным чиновникам в министерстве финансов, экономики и так далее», - поручил генпрокурор.