По его словам, официальный объем теневой экономики составляет не менее 20% от ВВП. И одной из главных его составляющих являются нарушения, связанные с расходованием бюджетных средств при государственных закупках. При этом треть выделенных средств приходится на отрасль строительства и торговли.
«В отрасли строительства существуют серьезные проблемы. Во-первых, необоснованное завышение сметы расходов на строительство, срыв его сроков и низкое качество. Во-вторых, львиная доля нарушений бюджетного законодательства и закона о госзакупках приходится на сферу строительства. В-третьих, высокая доля лжепредприятий. Из 1792 (выявленных) лжепредприятий в прошлом году, доля по отрасли строительства составляет 28,6%. Анализ показал, что средний пороговый показатель поступления налогов плательщиками НДС составляет 6,2% или 137 млрд тенге. При этом, по строительным компаниям, участвующим в госзакупках, данный показатель является самым низким - 4%, тогда как среднеотраслевой показатель в целом по строительству составляет 7,7%. Четвертая проблема - некачественное ведение документации, неполный пакет документов. В-пятых, привлечение нелегальной рабочей силы», - перечислил проблемы глава Минфина.
В результате вышеуказанные проблемы приводят к бюджетным расходам и коррупции. Согласно применяемому механизму, бюджетные средства проверяются только при направлении на счета подрядчиков в банках, далее движение средств не контролируется. Именно по этой причине, объяснил Султанов, возникают случаи их обналичивания.
«Для искоренения вышеуказанных проблем предлагается внедрение казначейского сопровождения госзакупок по строительству, которое позволит обеспечить прозрачность платежей, полноту уплаты налогов, контроль качества строительства, целевое использование бюджетных средств и контроль казсодержания. Механизм казначейского сопровождения госзакупок по строительству разработан с учетом обсуждения с госорганами бизнес-сообществом», - озвучил решение проблемы министр.
«Суть в том, - пояснил он, - что после проведенного конкурса закупок, денежные потоки будут сопровождаться комитетом казначейства от заказчика до конечного поставщика товаров и услуг. Для этих целей счета генеральных подрядчиков и всех субподрядчиков первого уровня будут открываться в органах казначейства. Впервые в казначейской практике с учетом международного опыта будут привлекаться услуги супервайзера - это инжиниринговая компания по управлению проектом, который не только отслеживает качество строительства, но и обеспечивает контроль обоснованности всех расходов. Для определения добросовестности каждого участника будут подключаться органы комитета госдоходов, мы наладим сервис по предоставлению генподрядчиком оценки их поставщиков как налогоплательщиков на предмет добросовестности по семи критериям», - заверил Султанов.
В итоге, пока проект будет работать в пилотном режиме, Минфин совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и бизнесом разработает «действенные подходы реестра надежных поставщиков и подрядчиков».
«В настоящее время деятельность инжиниринговых компаний законодательно урегулирована и уже применяется в государственных контрактах при строительстве дорог, а также в проектах, реализуемых под контролем банков второго уровня. В соответствии с действующим законодательством инжиринговые компании при оказании своих услуг несут полную гражданскую и уголовную ответственность», - подчеркнул Султанов.
В то же время, для усиления контрольных функций Минфин предлагает наделить супервайзеров дополнительными полномочиями.
В частности, согласовывать реестр поставщиков, представленных генеральным подрядчиком, подтверждать финансовые расчеты для оплаты в соответствии с проектно-сметной документацией через так называемый платежный сертификат; согласовывать с подрядчиком перечень затрат по строительству для предоставления в казначейство, а также вносить предложения заказчику по корректировке предъявленных для оплаты документов или исключения из актов приемки выполненных работ, предъявленных к оплате стоимость объемов работ которых не соответствует госнормативам и ПСД.
«Казначейство обеспечивает контроль целевого перечисления средств по открытым счетам госзакупок подрядчику и субподрядчику. Платежи будут осуществляться в соответствии с перечнем затрат и на основе сертификата супервайзеров», - заключил министр.