Билисбеков напомнил, что государственная программа рассчитана на 2013-2017 годы и решает три основные задачи: профилактика религиозного терроризма и экстремизма, выявление и пресечение террористической деятельности, совершенствование мер по минимизации и ликвидации последствий актов терроризма.
«В 2016 году было предусмотрена реализация 82 мероприятий, полностью реализовано 38 мероприятий несекретной части и 28 – секретной. Реализовано частично 16 мероприятий. Большинство средств, выделенных на реализацию программы, освоено», - проинформировал зампред КНБ.
По его словам, усилена профилактика религиозного экстремизма в учреждениях образования, через интернет-порталы, прежде всего, е-ислам ведется разъяснительная работа по вопросам религии, действует религиозный центр «Акниет», который ведет работу с осужденными радикалами.
«В 2016 году адресной профилактикой охвачено 32,1% последователей нетрадиционных религиозных течений. Всего за все годы реализации госпрограммы – 90,7%. В результате целенаправленной работы склонены к лояльному отношению к ценностям казахстанского общества 70 лидеров и активистов салафитских общин. Сорваны и блокированы намерения к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций 91 гражданина Казахстана. В результаты проведенной работы возвращен в страну 81 студент. От выезда в зарубежные теологические заведения отведено 177 человек. В отчетный период на территории страны не допущено совершения 12 террористических и иных насильственных экстремистских акций. Всего за террористический и религиозный экстремизм осуждены 123 радикала», - привел он статистику.
Наряду с этим, признал Билисбеков, правоохранительным органам не удалось предотвратить два акта терроризма, совершенных радикальными лицами в Актобе и Алматы летом прошлого года.
В Актобе в результате теракта в прошлом году погибли 8 человек, в том числе трое военных, несколько десятков были ранены, в результате теракта в Алматы погибли 9 человек, включая 7 сотрудников правоохранительных органов.
Между тем «реализация ряда мероприятий программы (по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы – V) показала необходимость совершенствования систем противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Проведенный анализ показывает, что динамика вовлечения граждан в деструктивные религиозные течения не снижается. Продолжается процесс радикализации верующих страны. Проблемным остается участок контрпропаганды радикальной идеологии», - сообщил Билисбеков.
В комитете считают, что имеется необходимость систематизации и последовательной работы информационно-разъяснительных групп по разубеждению целевой аудитории и тех, кто подвержен нетрадиционным и радикальным религиозным взглядам, идеям.
«Конечной целью должно быть устранение социальной базы для распространения экстремистской идеологии. Прежде всего, это приверженцы салафизма, которые все еще остаются основой для формирования новых радикальных групп», - заявил он.
Кроме того, актуальными являются вопросы совершенствования, со стороны силовых структур и в тесном взаимодействии с государственными местными исполнительными органами, организационно-практических мер по сдерживанию выезда наших граждан за рубеж для участия в террористической деятельности.
«Бакытжан Абдирович, за долгие годы, мы впервые в начале этого года в первом квартале, практически не допустили выезда за рубеж для участия в террористических организациях ни одного гражданина Казахстана. Но эта тенденция, она где-то диктуется и событиями, которые происходят на Ближнем Востоке. Но в то же время и наши меры срабатывают. Поэтому направление нам надо работать активнее. Более активные и предметные меры необходимо принимать и к устранению условий для вовлечения казахстанских студентов зарубежных теологических учебных заведений, деятельность международных террористических и религиозно-экстремистских организаций», - считает Билисбеков.
Он подчеркнул, что основной задачей должна быть «консолидация усилий государства и гражданского общества в создании и развитии условий, необходимых и достаточных для формирования в обществе устойчивой позиции непринятия радикальных взглядов».
/Новость обновлена в 13:44, уточнен период, в течение которого предотвращены теракты - в 2016 году/