«К сожалению, мы не можем пока сказать, что проект Налогового кодекса стал понятным и доступным для простого налогоплательщика. Налоговый кодекс – это свод законов, а не инструкция и должен трактоваться однозначно. Однако в проекте сохраняется большое количество внешних и внутренних отсылочных норм на подзаконные акты и свыше 100 ссылок на постановления правительства и порядка 300 других актов», - заявил депутат Аскар Бейсенбаев.
В качестве примера он привел другие страны, где налоговый кодекс написан проще. В частности, в России документ состоит из 432 статей, в Беларуси – 330, в Грузии – 310, а в Казахстане - 773.
Что же касается более детальных поправок, то в части трехуровневых налоговых проверок определяемых по степени уровня риска депутат пояснил: «Здесь в целях снижения коррупции необходимы понятные механизмы реализации и четкие правила. И, самое главное, налогоплательщик должен это четко знать истремиться к «зеленой зоне». В рамках законопроекта для вывода из тени самозанятых граждан из сельской местности нами предложено ввести единый фиксированный патент и четко разделить самозанятых на городских и сельским посредством ведения единого патента, без регистрации в качестве ИП, и без сдачи каких-либо отчетов».
В то же время он признал, что в рамках Налогового кодекса данный вопрос не решится, но правительству необходимо обратить свое внимание на это.
А вот по информации сенатора Даурена Адильбекова, в Налоговый кодекс в итоге внесены такие поправки, как освобождение от НДС фармацевтических услуг и услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставление освобождения от НДС для производителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированных в качестве владельцев свободного склада как до 1 января 2012 года, так и после, повышение в два раза налога на игорный бизнес, за исключением ставок по электронной кассе для букмекерских контор, которые будут увеличены в 1,5 раза и другие.