Как отмечает Всемирный банк, в 2018 году экономика Казахстана выросла на 4,1%, в частности, за счет роста экспорта нефти, внутреннего потребительского спроса и экспорта. Высокие цены на нефть повлияли на рост прибыли в добывающих отраслях, что способствовало увеличению общих инвестиций на 3%.
На фоне оживленной экономической активности и улучшений на рынке труда уровень бедности, по оценкам ВБ, снизился до 7,4% в 2018 году с 8,6% в 2017 году. Уровень безработицы составил около 5%. Прогнозируется, что снижение ставки индивидуального подоходного налога и увеличение минимальной заработной платы будут способствовать росту доходов населения, а рынок труда стабилизирует уровень бедности на уровне около 5% к 2021 году. Тем не менее, подчеркивается в отчете, значительная часть населения находится за чертой бедности, и поэтому останется уязвимой для экономических потрясений.
Рост бюджетных расходов, по оценке Всемирного банка, в прошлом году в номинальном выражении был умеренным. Этому способствовало завершение крупных инфраструктурных проектов в 2018 году и оздоровление банковского сектора в 2017 году. Дефицит бюджета снизился до 0,6% от ВВП по сравнению с 4,6% в 2017 году, в то время как ненефтяной бюджетный дефицит снизился до 6,8% от ВВП по сравнению с 12,8% годом ранее. Государственный долг вырос до 21,1% от ВВП (20,1% в 2017 году).
При этом ВБ отмечает, что банковский сектор Казахстана по-прежнему уязвим в связи со «значительной неопределенностью в отношении фактического масштаба необслуживаемых кредитов» и из-за отсутствия проверки качества активов банков. Хотя розничное кредитование восстановилось, корпоративное кредитование «не показывает никаких признаков восстановления». Кроме этого, политика Нацбанка по плавающему курсу тенге и повышение базовой ставки в октябре прошлого года вкупе с «застойным кредитованием» ослабили инфляционные ожидания.
Вместе с тем ВБ прогнозирует замедление роста ВВП Казахстана в 2019-2020 годах в связи со снижением уровня добычи нефти. Так, в 2019 году он составит 3,5%, в 2020 году - 3,2%. Этот прогноз указывает на слабые стороны экономики страны. В частности, Всемирный банк констатирует, что на рынке доминируют госпредприятия, существует неравенство, низкий уровень конкуренции. Кроме того, на замедление роста экономики повлияет и ослабление роста ВВП торговых партнеров страны – Китая, России, а также стран ЕС.
Указывается, что повышение реальной заработной платы увеличит и потребительские расходы, что будет продолжать стимулировать экономическую активность, хотя и в меньшей степени по сравнению с предыдущими годами, а инициативы правительства по предоставлению льготных ипотечных займов и кредитов на покупку автомобилей также будет поддерживать потребление.
Ожидается, что ненефтяной дефицит бюджета будет снижаться в соответствии со среднесрочной стратегией бюджетной консолидации правительства. Однако за счет цен на нефть и прибыли от добычи нефти и полезных ископаемых, которые остаются стабильными, текущий счет будет сбалансирован в прогнозный период.
Между тем Всемирный банк ожидает, что Нацбанк Казахстана повысит базовую ставку, чтобы противостоять инфляционному давлению от роста реальной заработной платы, тем самым сохраняя инфляцию в целевом диапазоне 2019 года. Отметим, что все последующие решения регулятора были о сохранении базовой ставки. Очередное решение по ставке будет принято 15 апреля.
Отмечая меры казахстанского правительства по борьбе с коррупцией, модернизации судебной системы и сокращению доли государственного участия на рынке, ВБ отмечает, что здесь нужно действовать более решительно, потому что эти усилия будут приобретать более важное значение, так как страна «приближается к периоду политического перехода, который может быть разрушительным для экономики».
Всемирный банк подчеркивает, что как экспортер товаров Казахстан сталкивается со многими рисками. В частности, перед казахстанской экономикой стоят три основных риска. Во-первых, санкционное давление США и ЕС на Россию может негативно сказаться на торговле, инвестициях и ослабить курс тенге. Отмечается, что в связи с растущим внутренним ценовым давлением, вызванным ростом реальной заработной платы после повышения минимальной заработной платы, требуется ужесточение денежно-кредитной политики. Во-вторых, усиление торгового протекционизма отрицательно скажется на экспорте, что может замедлить рост ВВП. В-третьих, «растущая неопределенность политического перехода» в ближайшие годы может замедлить прогресс плановых экономических реформ, а также неблагоприятно сказаться на частных инвестициях, в том числе иностранных.