Как сообщает издание, 18 апреля на совещании министры энергетики стран ЕАЭС под председательством руководителя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна договорились о создании общего электроэнергетического рынка. При этом было снято концептуальное разногласие, препятствовавшее согласованию документа. Речь идет об исключении из числа потенциальных поставщиков электроэнергии в другие страны ЕАЭС вертикально интегрированных компаний, занимающихся одновременно генерацией электроэнергии и передачей ее по сетям, то есть совмещающих в себе монопольные и конкурентные виды деятельности.
Как пояснил «Известиям» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в России уже произошло разделение компаний по конкурентным и монопольным видам деятельности, а в Беларуси, например, вертикально интегрированные компании сохранились. На встрече министры энергетики стран ЕАЭС договорились, что если такое разделение не будет обеспечено, то компании не допустят к трансграничной торговле. Однако это не означает запрет на покупку крупными потребителями электроэнергии из стран союза.
«Устранение принципиального разногласия открывает «зеленый свет» для создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС», - подчеркнули в ЕЭК.
В комиссии добавили, что договор о формировании общего рынка электроэнергии члены Высшего евразийского экономического совета планируют подписать 29 мая на саммите, который пройдет в столице Казахстана. В договор будут включены основные положения общего энергорынка и механизмы биржевой торговли электроэнергией. Основными участниками торгов на энергетических биржах будут генерирующие компании в качестве продавцов и потребители электроэнергии (крупные предприятия) в качестве покупателей.
Вместе с тем отмечается, что требуются серьезные изменения в законодательстве стран ЕАЭС. Например, в Казахстане сейчас действует норма, позволяющая импортировать электроэнергию только при отсутствии собственных поставщиков, но это не рыночно. К моменту полномасштабного функционирования общего рынка электроэнергии такое ограничение должно быть снято.
В ЕЭК считают, что в странах ЕАЭС существует профицит электрической энергии, а свобода ее покупки и продажи позволит энергоснабжающим организациям и промышленным потребителям выбирать для себя выгодных поставщиков и покупать электроэнергию по более низким ценам. В целом же создание общего рынка электроэнергии даст возможность установить прозрачные рыночные цены для потребителей и будет способствовать экономическому росту стран евразийской «пятерки», уверены в ЕЭК. Однако для полноценной трансграничной биржевой торговли необходимо создать равные конкурентные условия для производителей и утвердить правила и регламенты биржевой торговли. Сергей Правосудов в свою очередь считает, что согласование механизмов и сроков реализации договора не будет легким, так как, вероятно, Беларусь будет отстаивать свою точку зрения о приоритете создания общего рынка газа, чтобы уравнять свои цены с российскими.