По словам вице-министра здравоохранения Ерлана Киясова, сегодня биобезопасность регулируется в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области ветеринарии, карантина растений и науки, или министерствами здравоохранения, сельского хозяйства, образования и науки. Однако их деятельность никак не координируется, а также отсутствует взаимодействие в рамках госрегулирования.
При этом биобезопасность в зависимости от масштаба биоугроз, процесса обращения патогенных биоагентов, а также подведомственности субъектов по их обращению, относится также к компетенции органа национальной безопасности, уполномоченных органов в области обороны, экспортного контроля, охраны окружающей среды, гражданской защиты и внутренних дел.
«В первую очередь, в данной области отсутствуют системные подходы госрегулирования, включая отсутствие стратегических краткосрочных и долгосрочных направлений, отсутствие координирующего госоргана и подотчётность ему, а также отсутствие реализуемого на системной основе межведомственного оперативного взаимодействия между госорганами», - отметил Киясов.
В этой связи законопроектом предлагается ввести системную и последовательную реализацию госполитики в области биобезопасности. Разработчики планируют включить стратегические направления и задачи по обеспечению биобезопасности в Стратегию национальной безопасности, и разработать унифицированные нормативно-правовые акты и технические документы.
Кроме того, основным законопроектом предусматривается определение координирующего органа в области биобезопасности и госорганов, обеспечивающих биологическую безопасность. При этом, установить для них соответствующие компетенции и обязать отчитываться в координирующий орган. Также предусмотрено разграничить полномочия трех министерств, которые задействованы в сфере биобезопасности.
Другая проблема - отсутствие единой системы учета данных не позволяют автоматизировать всю информацию в области биобезопасности и в целом, автоматизировать систему рисков.
«Вопросы создания и совершенствования системы учета и мониторинга законопроектом урегулированы посредством введения единой государственной информационной системы, в которую будут стекаться данные профильных госорганов о регулировании обращения микроорганизмов, позволяющая анализировать и прогнозировать текущую эпидситуацию, и своевременно принимать соответствующие меры по ликвидации биоугроз.
В рамках данной информсистемы предполагается ведение реестров патогенных биоагентов, опасных биологических объектов и специалистов, работающих и планирующих работать в сфере биобезопасности. В реализацию указанных механизмов предусмотрена разработка единых правил учета и мониторинга обращения опасных патогенов», - отметил Киясов.
Вместе с тем Минздрав предлагает внедрить систему управления биологическими рисками в каждом профильном госоргане и потенциально опасных биологических объектах.
По словам вице-министра, действующая разрешительная система не позволяет вести полноценный учет и регулирование действующих лабораторий. Разработчик предлагает поменять систему, разбить по категориям разрешения по опасным объектам и видам патогенных биоагентов. Это позволит обеспечить полноценный учет и контроль деятельности с опасными возбудителями инфекционных заболеваний. А учитывая эпидситуацию в стране, сопутствующим законопроектом предлагается ввести лицензирование услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В то же время, на законодательном уровне предполагается изменить практику госконтроля за такими лабораториями и усилить ответственности, вплоть до уголовной, за незаконное обращение, сбыт и хищение опасных патогенов, а также за нарушение правил обращения с ними, повлекших тяжкие последствия.
Для исключения дефицита специалистов в области биологической безопасности, Минздрав планирует повысить социальную защиту таких специалистов, сформировать кадровый резерв, оснастить действующие лаборатории оборудованием, которое отвечает международным стандартам.