О строительстве скоростного трамвая речь идет уже 17 лет. При закрытии трамвайного движения в октябре 2015 года, тогдашний глава города Бауыржан Байбек пообещал, что вместо него будет построен современный скоростной трамвай, причем он заявлял о том, что строительство начнется в 2016 году. Но только в августе 2018 года был объявлен первый этап конкурса по поиску частного партнера. В январе 2019 года акимат объявил о его завершении. Позднее действующий аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что проект слишком дорог для города, официально насчитывающего два миллиона жителей. И проект повис в воздухе, теперь Urban Forum Kazakhstan обращается к президенту страны с просьбой вмешаться в ситуацию.
Urban Forum Kazakhstan обращает внимание главы государства на то, что продолжается активная застройка окраин Алматы, при этом никак не решаются транспортные проблемы, что ставит под угрозу устойчивое развитие города и в самом скором будущем грозит крупными социальными и экологическими проблемами.
«Акимат Алматы совершает крупную градостроительную ошибку, поощряя появление крупных жилых массивов, жители которых окажутся зависимы от личного автотранспорта. Такая ситуация наблюдается на всех окраинах Алматы. Подчеркиваем, что это полностью противоречит как транспортной, так и экологической стратегии города и республики», — говорится в обращении.
Пока что акимат города пытается решить транспортные проблемы с помощью закупки новых автобусов, но постоянно сталкивается с проблемами: для них то не хватает газа, то солярки, в итоге происходят перебои с работой общественного транспорта.
Специалисты по транспорту считают более приемлемым строить трамвай, у которого более высокая скорость благодаря движению по физически обособленным от автомобильной дороги путям. У этого вида транспорта большая пассажироемкость, поскольку современный состав перевозит до 200 человек, а средний пассажиропоток в целом доходит до 140,000 человек в сутки. При этом трамвай дешевле метрополитена, две новые станции которого горожане ждут уже несколько лет. Трамваи более экологичны и безопасны, хорошо сочетаются с пешеходными улицами и зелеными коридорами.
«При участии зарубежных консультантов уже была полностью разработана конкурсная документация для первой линии. Проект прошел международные скрининги и все необходимые государственные экспертизы. Состоялся первый этап открытого и прозрачного конкурса среди инвесторов. Все эти параметры кардинально отличают его от проекта ЛРТ в г. Нур-Султан как по стоимости так и по системе реализации, — напоминают президенту в UFK. — В настоящее время, судя по заявлениям акима Б. Сагинтаева, проект близок к сворачиванию. С осени 2019 года его судьба остается неясной. Аким города Б. Сагинтаев обещает начать его реализацию, но постоянно ссылается на нехватку средств, при этом параллельно продвигая другие проекты, которые не способны повлиять на ситуацию и лишь отвлекают от решения проблемы транспортной связанности Алматы - например, это проекты пригородных электричек и "прогулочного" трамвая».
В UFK считают, что сметная стоимость всего проекта, несмотря на заявления Сагинтаева, даже при текущем бюджете Алматы, является вполне подъёмной, не говоря уже о возможностях государственно-частного партнерства.
«Аким в выступлениях завышает стоимость проекта, озвучивая (в отличие от других транспортных проектов) затраты на весь жизненный цикл проекта, а не на запуск, которые составляют всего около 300 млн. долларов. Таким образом, население Алматы не получает объективной и достоверной информации о проекте. Наши обращения к акимату города Алматы и правительству в прошлом остались без ответа и внимания. Это дает нам основания считать, что г-н Сагинтаев не способен донести до правительства суть социально-экономического эффекта проекта на пространственное развитие города и качество жизни алматинцев; безосновательно противопоставляет проект скоростного трамвая планам развития метрополитена, хотя затраты на строительство и эксплуатацию, сроки реализации, а также зона покрытия несопоставимы; не заинтересован продолжить реальную ежедневную работу с надежными международными консорциумами, которые уже заявляли о своем интересе по реализации конкурентоспособного проекта скоростного трамвая в городе Алматы», — говорится в заявлении.