«Приказ о создании комиссии якобы было подписано 12 апреля, но на руки нам дали приказ только 18 апреля после наших требований. Мы считаем, что работа комиссии была незаконной. Только после легитимизации комиссии мы были готовы работать, но сегодняшнюю встречу отменили. Как мы поняли, представители "КазМунайГаза" вылетели в Мангистау», – заявил председатель ОО «Отраслевой профессиональный союз работников топливо-энергетического комплекса» Құспан Қосшығұлов.
Рабочие подозревают, что приказ о создании комиссии был подписан задним числом.
«Когда мы просили предоставить приказ 17 апреля, они почему-то не могли нам его выдать», – отметил один из рабочих.
Самого Кұспана Косшығұлова не добавили в состав комиссии, несмотря на его активное участие в переговорном процессе еще до выхода приказа о создании комиссии. Рабочие также недовольны, что других представителей также не добавляют в состав комиссии. В официальном ответе АО «КазМунайГаз», предоставленном рабочими, отсутствуют печать и исходный номер.
«В работу комиссии также не добавили наших представителей Зауреш Батталову, Амангельды Шорманбаева, Ләззат Қамзе, Бибігүл Нұрашеву и Қуата Рахымбердина и моего советника», – сказал председатель местного профсоюза «Жанаозен» Жолмұрат Ұлықпан.
«Также должны быть печать, штрих-код и должно быть на фирменном бланке», – добавила Зауреш Батталова.
АО «КазМунайГаз» в ответе мотивировал свой отказ тем, что создание указанной комиссии не предусмотрено законодательством РК, потому что это не относится к трудовому спору. Рабочие не согласны с этой оценкой. Они просят активное участие государства в решении этого вопроса.
«Казахстан ратифицировал международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Согласно ему, этим делом должно заниматься государством. однако мы видим, что госорганы работают только силой, используя прокуратуру и МВД. Государство использует только силу, а на переговоры никто не может выйти. Рабочим говорят, что это спор двух компаний, поэтому государство не может участвовать. Это ошибочное утверждение. В этой комиссии должны быть депутаты от Мангистауской области. Должно выйти постановление правительства и должны быть вовлечены министерства», – подчеркнула Батталова.
Жолмұрат Ұлықпан считает, что несмотря на статус национальной компании, «КазМунайГаз» не собирается решить их проблему.
«Это все игра, в которую они играют с народом. Они заставляют нас работать как рабов, дискриминируя нас», – заявил он.
За время работы комиссии к рабочим приезжали представители разных компаний – «Мөлдір Мұнай Сервис» и AiBis, однако рабочие снова отказались от их предложений, напомнив свои требования.
«Мы требуем работу, соответствующую требованиям Трудового кодекса, где соблюдены производственная база, рабочие условия и техническое обеспечение. У компании, которых нам предложили, ничего этого нет», – подчеркнуд один из рабочих Нұрсұлтан Нұрымұлы.
Рабочие также обеспокоены фейковой информацией, которая появляется в социальных сетях. По словам Есенжана Әбдірахимұлы, в прошлом году их обвинили в лоббировании интересов компании «КезБи». В последствии той забастовки 19 рабочих уволили, а некоторым выписали штраф.
«В этом году пишут, что мы представляем компанию “БерАли”, но это не так. Мы приезжали и до этого, мы не лоббируем интересы одной компании. Мы требуем долгосрочной работы, социального пакета, одинаковую зарплату за одинаковый труд и соответствующую технику. Мы также требовали работу в стабильных подрядных предприятиях, но этот вопрос мы готовы пересмотреть при выполнени всех предыдущих требований. Ни один вопрос по нашим требованиям не был решен до конца», – заявил рабочий Есенжан Әбдірахимұлы.
При этом рабочие напомнили, что речь идет не о зарплате. Как отметил Құспан Қосшығұлов, у КМГ есть единая система оплаты труда, они же требуют зарплату, которая выплачивается по этой системе. Он отметил, что рабочие работают по 12 часов на железной установке и в холод, и при жаре, вдыхая разные вредные вещества, и зарплаты, которые они получают, «тратятся на здоровье».
Рабочие также отметили, что у КМГ «не хватает компетенции решить этот вопрос», и их неформальным путем вызвали в регион вместе с акимом области, однако сейчас рабочие требуют приказа со списком всех членов этой рабочей группы.
«Мы хотим знать, какие ведомства будут участвовать. Только после получение всех документов и удостоверимся, что это вызывает доверие, мы можем решить поехать, но ничего еще не решено. Мы ждем от них полной информации», – добавил Әбдірахимұлы.