«Законопроектом предложена норма по внедрению пресс-карты, предоставляющая право на упрощенную аккредитацию отдельным журналистам. Откровенно говоря, эта норма вызвала большие споры в рабочей группе, обществе в целом. Подавляющее большинство членов рабочей группы расценили эту норму как норму, противоречащую демократическим принципам, дискредитирующую журналистов, препятствующую всестороннему распространению информации. Поэтому по данной норме было принято конкретное решение: норма о пресс-карте была исключена», – заявил депутат мажилиса Жанарбек Ашимжанов.
Вместе с тем предлагается объединить сетевые издания и информационные агентства в единое понятие «интернет-издание». Интернет-издания будут ставиться на учет в обязательном порядке как все традиционные СМИ. Также сокращается срок исковой давности для журналистов до одного года, а срок ответа на запрос СМИ – до 5 дней.
Напомним, что закон о масс-медиа, перетерпевший многие изменения и вызвавший критику среди медиасообщества, изначально вводил цензуру и запрет на профессию.
25 января депутаты мажилиса проголосовали за поправки, наделяющие МИД правом отказывать в аккредитации представительствам иностранных средств массовой информации и их журналистам «в случае угрозы национальной безопасности Республики Казахстан». Кроме того, предусматривается запрет на занятие профессиональной журналистской деятельностью иностранных СМИ и иностранных журналистов без соответствующей аккредитации. Также поправки предлагают внесудебный порядок приостановки деятельности иностранных СМИ.
Это все происходило на фоне отказов МИДа в аккредитации 36 журналистам «Радио Азаттык». В ответ на это издание подало в суд на министерство. Тогда парламентарии, предлагавшие эти поправки, назвали это «упорядочиванием рынка». Подробнее можно прочитать в заявлении редакции «Власти».
В начале апреля депутаты мажилиса от фракции партии Amanat Асхат Аймагамбетов и Жанарбек Ашимжанов предложили поправку в закон «О масс-медиа», предусматривающий запрет для СМИ писать о представителях ЛГБТ+. Это грозило приостановлением или прекращением деятельности для СМИ. Однако, как сообщил в кулуарах мажилиса в среду вице-министр культуры и информации Канат Искаков, эта поправка не вошла в законопроект.
Эксперты в материале «Власти» подчеркивали, что запрет «ЛГБТ-пропаганды» в СМИ идет вразрез с казахстанским и международным законодательством, а также ограничивает свободу слова в СМИ и грозит увеличением насилия в отношении ЛГБТ-сообщества.