Как сообщил Идрисов, в вопросе оказания помощи Казахстан не является новичком: только за годы независимости страна оказала различную помощь на сумму 100 миллионов долларов. Однако отсутствие системности не дает максимальной эффективности и возможности планирования этого процесса.
«В первую очередь законопроект направлен на систематизацию уже имеющейся деятельности в области официальной помощи развитию (ОПР). Аргументы следующие: национальная система ОПР – один из обязательных атрибутов развитого государства», - подчеркнул Идрисов.
Он отметил, что Казахстан не случайно взял курс на сближение с организацией экономического сотрудничества и развития, так как в последующем, возможно, будет в нее вступать.
«Систематизированная система ОПР – одно из первоочередных требований для сотрудничества и вхождения в эту организацию», - уточнил глава МИД.
Более того, являясь региональным лидером, продолжил министр, Казахстан не может себе позволить стоять в стороне «от известных всем проблем нашего региона, где ряд стран фактически находятся на грани превращения несостоявшихся государств, а существующие риски могут усугубиться после вывода войск международной коалиции из Афганистана».
«Поэтому по задумке, главным географическим фокусом в оказании ОПР от имени Казахстана будет центральная Азия, Афганистан и, в перспективе, возможно, Кавказ», - сообщил Идрисов. - В нашем регионе, кроме Казахстана пока нет других государств, которые бы находились на таком уровне развития и были в состоянии оказывать системную помощь в целях развития», - продолжил он.
Все это, по заверениям министра будет служить «целью укрепления безоговорочного регионального лидерства Казахстана, формируя пояс добрососедства вокруг нашей страны». «Казахстанская официальная помощь развития будет нашей мягкой силой в регионе. Наш регион один из тех, на который обращены взоры многих мировых игроков. Центральная Азия является традиционной зоной стратегических интересов Казахстана, поэтому для нас важно не упустить наши собственные возможности», - уверен глава МИД.
Что касается внешних факторов, которые подтолкнули Казахстан на принятие законодательства в этой сфере - по градации ООН страна переведена в категорию страны с доходами на душу населения выше среднего.
«Это, помимо имиджевого фактора, налагает и определенную ответственность на нас за происходящие в мире процессы и формирует ожидание мирового сообщества от Казахстана. Таким образом, принятие этого закона и последующих поправок в сфере официальной помощи развитию, как весомый шаг позитивно скажется на репутации Казахстана на мировой арене. Это в первую очередь станет мощным козырем в компании Казахстана по избранию непостоянным членом совета безопасности на 2017-2018-е годы», - также сообщил Идрисов.
Он подчеркнул, что несмотря на среднесрочный характер законопроектов, их влияние и воздействие будет иметь долгосрочный стратегический эффект. Кроме того, разработчики видят ряд экономических преимуществ. В частности, работа на повышение благосостояние других стран, особенно соседних, поможет укрепить их покупательную способность. Что, в свою очередь, сформирует благоприятную внешнюю экономическую конъектуру для экспорта.
«Откроются дополнительные возможности для нашего бизнеса. К примеру, через размещение госзаказов на участие в реализации проектов ОПР или условия об обязательном закупе казахстанской продукции или услуг», - уверен министр.
И, наконец, механизм ОПР, по заверениям главы МИДа станет серьезным каналом для продвижения казахстанской культуры, традиций и поддержки соотечественников за рубежом.
Сопутствующим законопроектом «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания официальной помощи развитию» предусматривается внесение поправок в закон «О дипломатической службе». Кроме того, в законопроекте «О междунаодных договорах» предполагается исключить международный договор об оказании ОПР из перечня международных договоров, подлежащих ратификации.
«Это объявляется важностью обеспечения оперативности. При этом, обращаем внимание, что парламент принимает участие в рассмотрении, утверждении проектов оказания ОПР. Это происходит на стадии рассмотрения, утверждения бюджетной заявки», - уточнил Идрисов.
Также в закон «О государственных закупках» разработчики предлагают внести поправки об освобождении от тендеров при закупках у иностранных поставщиков за рубежом в рамках реализации проектов ОПР.