"Нам необходимо до ноября 2015 года предпринять меры по устранению недостатков в соответствии с рекомендациями Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, - заявил вице-министр. - Если мы не проведем соответствующую работу, (...) к Казахстану могут быть приняты меры Евразийской группой, что может привести к ограничению прав граждан и другим негативным последствиям".
Так, законопроектом предлагается расширить перечень субъектов финансового мониторинга с нынешних 12-ти до 17-ти. "Согласно международным стандартам, Республике Казахстан необходимо охватить системой финансового мониторинга всех лиц, предоставляющих финансовые услуги", - пояснил Тенгебаев.
В связи с этим, к перечню субъектов финмониторинга предлагается добавить: лиц, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; ломбарды; лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них; лиц, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторов по приему платежей.
Законопроектом также предусматривается установление механизма замораживания активов лиц и организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, с разрешением доступа к той части средств, которая необходима для базовых жизненных нужд в рамках приостановления (замораживания) в соответствии с поправкой к Резолюции Совета Безопасности ООН № 1452 (гуманитарная поправка). В частности, уточнил вице-министр, "предлагается установить механизм по замораживанию сделок с недвижимым и иным имуществом, подлежащих государственной регистрации и наложению ареста на такое имущество лиц, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма".
Так, после включения лица в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма уполномоченный орган в лице комитета финмониторинга министерства финансов будет осуществлять поиск недвижимого и движимого имущества лиц, включенных в данный перечень посредством имеющихся инструментов (информационные системы, собственные базы данных), и в случае выявления имущества такого лица, незамедлительно будет передавать такие сведения в генеральную прокуратуру для решения вопроса о наложении ареста на такое имущество.
А учитывая, что согласно действующему законодательству, лица, включенные в перечень террористов, не могут осуществлять операции с деньгами через субъектов финансового мониторинга, законопроектом предполагается предоставить такую возможность, в целях обеспечения жизнедеятельности таких лиц, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ними членов семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, путем обращения к субъекту финансового мониторинга для получения заработной платы, в размере, не превышающем прожиточного минимума, пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты.
Наряду с этим, предлагается усовершенствовать правовой механизм доведения перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма до субъектов финансового мониторинга и соответствующих государственных органов – регуляторов. Также будут уточнены подходы к формированию механизма исключения из перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
Кроме того, законопроектом вводится новое понятие «государственная политика в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», а также устанавливаются полномочия правительства и уполномоченного органа по разработке нормативных правовых актов в сфере оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма и проведение самой оценки.