Ровно год назад руководитель службы новостей канала Ольга Цой собиралась всего лишь «убрать барьеры», которые отделяют государственный телеканал от зрителей, а теперь разошлась до того, что даже собирается ломать стереотипы. Какие именно, правда, не уточнила. Да и предполагать страшно, если учесть, что у Ольги на заставке в Facebook фото, на котором она и глава государства почему-то держатся за руки.
Кстати, Ольга Цой теперь снова работает за кадром - ее место в итоговой программе канала «Жеті күн» занял Александр Трухачев, который, вероятно, в прошлом сезоне отлично проявил себя и свою суть в пропагандистской программе «По сути». Только появившись в кадре, ведущий безапелляционно заявил, что прошлая неделя стала ни много ни мало «достоянием истории», а чтобы зрителям даже не пришло в голову выключать после этих слов телевизор, многозначительно добавил: «Событий было много, они были разными, но каждое из них - звенья одной цепи, ничего лишнего. И чтобы это понять, нужно просто посмотреть на все детали и подробности под другим углом». Совершенно непонятно, какой именно угол имел в виду Трухачев, если учесть, что глава государства не сходил с экрана вплоть до самого последнего сюжета. На последних минутах только первоклассникам удалось хоть как-то разбавить пафос официальных протокольных мероприятий. Но надежды на то, что кто-то из зрителей таки досмотрел программу до конца, так же мало, как и элементов информационного шоу в «Жеті күн».
Одно можно сказать точно: журналисты «Хабара» медленно, но верно начинают проникаться людскими эмоциями, переживаниями, а иногда осмеливаются даже на тонкую иронию. В минувшее воскресенье объектами несмелого сарказма стали депутаты парламента, присутствовавшие на открытии сессии. Потешаться над пожилыми людьми после того, как сам глава государства раскритиковал их торопливость (вылившуюся, как известно, в целый ряд некачественных законов), дело несложное.
«Коллективное исполнение гимна - еще одна традиционная процедура перед началом заседания. От волнения кто-то даже забыл слова, но и на этот случай все было предусмотрено», - вещал тонкий женский голосок за кадром, а на экране тем временем возник «текст песни, которую должен знать каждый». Такие шпаргалки, судя по всему, лежали на столе перед каждым участником торжественного открытия «нового политического сезона». И все равно не спасли особо разволновавшихся представителей «политического бомонда» республики.
Кратковременные проблемы с памятью могли возникнуть у всех «новичков» в стане депутатов, недвусмысленно намекала смелая корреспондентка «Хабара». За ними девушка бдила с особенной силой (беззаботно смеющийся перед мероприятием Артур Платонов целых два раза мелькнул на экране). И пока самые отчаянные опытные из них шествовали в зал заседаний поодиночке, остальные старались «держаться вместе». Но бывший министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко волновался не так сильно, чтобы искать себе компанию, и журналистка, заметив это, поспешила к Владимиру Карповичу. У него она в лучших школьных традициях поинтересовалась, как провел лето, и услышала более чем удовлетворительный ответ: «Последний месяц, весь август пришлось поработать, потому что у меня достаточного депутатского опыта нет, конечно. Поднял, посмотрел какие-то вещи, которые мне будут полезны в законотворчестве», - будто смущенно отвечал Божко. На этом исследования природы депутатов журналистами «Хабара» благополучно закончились, и девушка вернулась к повестке дня, обозначенной главой государства.
«Вишенкой» на торте стала заключительная рубрика «Факты» с Маратом Токмагамбетом, как дуновение свежего ветра последовавшая после длиннющего синхрона президента о современных детях. Бывалый поклонник «Хабара» мог ожидать насыщенный рассказ о начале учебного года, сдобренный многочисленными количественными показателями успешности нового министерства, но не тут то было. Марат показал Трухачеву фото, на котором запечатлел объявление, которое можно было обнаружить первого сентября в нескольких столичных школах. Объявление гласило, что торжественная линейка состоится лишь для учеников первых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. «Проблема в том, что места на самом деле немного, а первоклассников огромное количество, и соответственно из-за этого школы вынуждены учиться в три смены», - сказал журналист.
После этого последовал и вовсе замечательный синхрон: папа, сидя на корточках, обнимает свою заплаканную первоклашку и говорит на камеру: «Единственное, ребенок расстроился, разволновалась (в этот момент на глаза девочки вновь наворачиваются слезы, и она утыкается лицом папе в шею). Пришли в школу, сначала не нашли своего ребенка в списках, потом начали выяснять и выяснилось, что, оказывается, 16 первых классов в этом году (тут девочка громко всхлипывает), и наш ребенок в «Л» класс попал».
Дальнейшие «факты» просто обескураживали: в Шымкенте в одной из школ, чтобы где-то разместить 659 первоклассников, под классы переоборудовали учительскую, кабинеты хореографии и методиста, а в селе Приречное Западно-Казахстанской области школьники будет целый месяц ходить на уроки в акимат, поскольку ремонт в школе к 1 сентября так и не закончили. «Администрация привыкает, по всей видимости, к звонкам на перемену каждый 45 минут», - прокомментировал ведущий рубрики.
В целом, «Факты» с Маратом Токмагамбетом вышли любопытными и весьма иллюстративными. Иллюстративными, как минимум, с двух точек зрения. Во-первых, очевидно, министерство образования и науки едва ли сделало все, что было в его силах, чтобы казахстанские первоклассники получили самые хорошие впечатления от своих первых линеек, ну а во-вторых, понятно: для того, чтобы «Хабар», наконец, обрел «человеческое лицо», новости нужно искать не на полях саммита G-20 или антиядерной конференции, а в первом «Л» или «Т» классе одной из столичных школ.