Маргарита Бочарова, Vласть

 

 

Минуло уже почти два месяца с момента самого дискутируемого выступления государственного секретаря Марата Тажина на встрече с информационным активом республики. Несмотря на то, что в результате некоторые телеканалы слегка подправили сетку вещания программ, медиа-эксперты не склонны проявлять излишний оптимизм при оценке предпринимаемых телекомпаниями усилий.

 

22 февраля текущего года государственный секретарь с высокой трибуны во всеуслышание заявил о том, что «министерству культуры и информации совместно с медиа-ассоциациями необходимо выработать предложения по развитию национального медиа-рынка, прежде всего, его контентной составляющей». О конкретных предложениях медиа-сообщества информации в открытых источниках, как и ожидалось, нет, однако за истекший с момента выступления Тажина период в Казахстане была зарегистрирована ассоциация по развитию теле- и радиоиндустрии, о чем в интервью Vласти сообщила генеральный директор телеканала «Астана» Ляззат Танысбай.

 

Руководитель канала проинформировала, что учредителями ассоциации кроме «Астаны» являются КТК, «31 канал», «Седьмой канал» и СТВ. Однако, по словам Танысбай, объединение, в первую очередь, займется разработкой законодательных инициатив, направленных на решение имеющихся в сфере телевидения проблем.

 

Стоит отметить, что за прошедшие два месяца журналисты отечественных телеканалов также без дела не сидели - особенно те, что работают на официальные телеканалы в холдинге агентства «Хабар». На одном только «Хабаре» были закрыты три низкорейтинговые программы, две обещают подвергнуть переформатированию, взамен этого телекомпания в течение марта и апреля запустила в общей сложности пять «документальных циклов в новом формате». Таким образом, поручения государственного секретаря по формированию «нового исторического мышления» выполняются буквально и беспрекословно.

 

За отчетный период делегация агентства «Хабар» даже успела обсудить в Лионе «варианты сотрудничества» с известным европейским телеканалом Euronews. Да и в остальном планы руководства телеканала поистине «наполеоновские»: на «Хабаре» грядет «модернизация программ выходного дня», выпуск ряда видеороликов на тему «Открывая Казахстан» и премьера новой утренней программы. Символично, что, презентуя новое утреннее шоу Кулимхан Хасенова, директор дирекции программ телеканала, отметила, что «никаких революционных перемен не будет». «Мы, как и раньше, не просто желаем зрителю доброго утра, но и стараемся, чтобы оно началось удачно и всеми своими телевизионными силами помогаем ему в этом», - тут же пояснила она.

 

Другие рейтинговые каналы отечественного телевидения по количеству премьер с «Хабаром», конечно, не сравнятся, однако по качеству, вероятнее всего, не уступят. Телеканалы с традиционно сильными позициями в формировании информационной картины дня, очевидно, взяли курс на закрепление своего положения. За минувшие два месяца на Первом канале «Евразия» состоялась премьера информационно-политического телевизионного журнала «Аналитика», «Астана» выпустила в эфир казахскоязычную версию «Открытой студии» - «Кеш емес», а информационная дирекция «Седьмого канала» представила на суд зрителей остросоциальное ток-шоу «Выход есть!». Вместе с тем, есть серьезные основания полагать, что выпуск этих программ был запланирован задолго до эмоциональной речи Тажина на встрече с информационным активом страны, где он активно призывал телевизионщиков создавать как можно больше «диалоговых и экспертных площадок в самом современном формате».

 

Выходит, понимание необходимости преобразований в среде отечественных производителей телевизионной продукции есть, а возможности их реализовать, по мнению экспертов, по-прежнему значительно не достает.

 

Игорь Братцев, директор международного центра журналистики «MediaNet», считает, что пока нет никакой речи о «качественной информации, не приглаженной и без самоцензуры, с использованием новых форм подачи».

 

Он отмечает два возможных направления трансформации телевидения после критики государственного секретаря. Во-первых, специалист считает, что изменения «по форме и по содержанию» будут реализованы, например, через привлечение на отечественные телеканалы экспертов, которые ранее в этой сфере не работали. Он предполагает, что в силу своей узнаваемости именно они «смогут привлечь дополнительное внимание ТВ-аудитории».

 

Вместе с тем, по его словам, следует ожидать появления на телевидении «отстраненных от политики и экономики программ», производство которых может влететь государству в «копеечку». «Но суть в том, что подобные программы хорошего качества отечественный потребитель уже давно получает от зарубежных каналов, которые переплюнуть по качеству крайне сложно», - предостерегает Братцев.

 

Да, сложившаяся ситуация в медиа-пространстве Казахстана «просто недопустима», отмечал в своем памятном выступлении и Марат Тажин. Тем не менее, пока отнюдь не очевидно, что то, что недопустимо для государства, так же непозволительно для отечественного телевидения.