Борт с казахстанской делегацией сопровождал эскорт из военных истребителей - высокий знак уважения почетным гостям. Сначала самолет немного трясло. А, когда информация о сопровождении дошла даже до отсека с прессой, некоторые из чиновников в казахстанской делегации с нескрываемым интересом припали к иллюминаторам.
В аэропорту президента встречал сам глава государства Томислав Николич. Над аэродромом барражировал вертолет - впрочем, он барражировал все два дня там, где проходили важные мероприятия.
Все время хотелось спросить цитатой из «Покровских ворот»: «Савва, скажите, а зачем вам нужно, чтобы я у вас жил?» Но никто из сербского правительства не интересовался у журналистов, какими цитатами им хотелось бы задавать вопросы, поэтому я воздержалась от вербализации
мысли.
Для подписания пакета соглашений президенты и министры направились во Дворец «Сербия» - дворец больше походил на добротный советский санаторий. По-сталински просторно, по нему же - аскетично.
Перед дворцом выстроился почетный караул, перед караулом возвели подиум. Напротив караула - ключевые персоналии из казахстанской делегации и встречающей стороны. Среди наших – вице-премьер - министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, министр иностранных дел Ерлан Идрисов, , генпрокурор Жакып Асанов, председатель фонда «Самрук Казына» Умирзак Шукеев, предправления «ЭКСПО-2017» Ахметжан Есимов, аким Алматинской области Амандык Баталов, внештатный советник президента Булат Утемуратов и другие.
Приехали президенты. Поднялись на помост. Остановились. И тут где-то громыхнуло. Неподготовленные могли напугаться. Все-таки город до сих пор не оправился окончательно от военных действий. Но нет. Так салютовали нашим - 10 залпов возвестили о статусном визите, президенты послушали гимны, склонили головы напротив флагов и направились во Дворец. Там еще несколько минут в камерном зале главы государств ждали, пока закончится череда фотовспышек протокольной съемки. Казахстанский президент посмотрел на коллегу. Могло показаться, что вопросительно. Видимо, показалось не мне одной - Томислав Николич заулыбался: «Это - часть нашей жизни». Назарбаев кивнул с серьезным лицом.
Когда приветственные речи были сказаны, он сообщил, что решил наградить господина Николича Орденом Достык Первой степени. Президенту Сербии сказал по-русски: «Орден Дружбы», видимо, для переводчиков.
В следующий раз к прессе они вышли, чтобы присутствовать при подписании двусторонних соглашений.
Надо отметить, что Сербия - парламентская республика, а апреле в Народную Скупщину - парламент Сербии состоялись внеочередные выборы (инициированные нынешним премьером по причине «необходимости разрешения общественного конфликта, который блокирует реформы для вступления страны в 2020 году в ЕС, Сербия с 2012 года является страной-кандидатом для вступления в Европейский Союз) - прошли 7 политических блоков, а также 5 партий этнических меньшинств.
Ведущей партией Сербии является «Сербская прогрессивная партия», ее возглавляет премьер-министр Александр Вучич, некогда однопартиец президента (когда оба начинали с радикальных политических лозунгов), он является одним из самых популярных политиков в стране. Правда, его PR-кампания до сих пор вызывает вопросы. В Сербии и за ее пределами долго обсуждался предвыборный ход (в бытность Вучича первым вице-премьером в 2014 году) когда он вынес из снежных заносов на руках ребенка, вроде как албанского. Откуда на закрытой дороге появились камеры, осталось неразгаданным, зачем пришлось эвакуировать мальчика таким способом с использованием вертолета - тоже. После этого на YouTube появлялись пародийные ролики, где Вучич якобы просит найти ему ребенка не тяжелее 20 кг, а ребенок просит отпустить его. Говорят, что ролики потом исчезали. Тем не менее, Вучича на Западе назвали человеком, который «вернул Белград с улицы домой». Глава правительства пытается вести проевропейскую политику, но вместе с тем, к примеру, Сербия не поддержала европейские санкции в отношении России. А в одном из интервью Вучич заявил, что единственным решением проблемы Косово и Метохии - самой болезненной темы для Сербии - было бы признанием независимости, но это, цитата, - «невозможно».
Прогрессивная партия считается консервативной, выступает за интеграцию в Европейский союз и одновременно - за территориальную целостность Сербии и продолжение сотрудничества Белграда с Москвой и Пекином. По итогам апрельских выборов ведущая партия в коалиции с другими получила в новом созыве парламента 131 место из 250.
За поддержку в вопросе территориальной целостности глава Сербии Томислав Николич нашего президента поблагодарил целых три раза. Нурсултан Назарбаев тем временем отмечал: Сербия может стать важным торговым и экономическим партнером Казахстана. Как он позже сказал казахстанским журналистам, а мы страну «упустили»:
«Мы упустили эту страну и не создали нормальных экономических взаимоотношений, торговля, можно сказать, на нуле, на самом низком уровне». Но нынешний визит должен положить начало новой эпохе.
«Мы не должны отчуждаться от государства, которое сильно тянется к Казахстану и уважает», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Вчера же в Белграде был открыт бюст Жамбыла Жабаева с гравировкой на постаменте на сербском языке: «По случаю первого визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Республику Сербия» и дата - 24 августа 2016.
Открытие проходило с привлечением нарядной «городской общественности» с флажками. Артисты тоже прятались в тени, но в чапанах кондиционирование в жару плохо функционировало. А собирались заранее. Сначала все прошли через металлодетекторы, а потом ждали официальных лиц. Периодически репетировали радостные крики и помахивали флажками - казахстанским и сербским. Я навожу камеру на леди у турникетов (да, городскую общественность с одной стороны огородили, с другой – куда потом повели Нурсултана Назарбаева «в народ» - нет), женщины машут мне приветливо. Подхожу, пытаюсь говорить с ними на русском, английском, совершаю попытки на казахском. Они смущаются. Не понимают. Зато импозантный мужчина, что стоит подле них, говорит мне, что мы можем попробовать английский. И стал пробовать:
«Я - известный сербский художник. Нур - это свет, и я как художник, мужчина и серб - здесь, но не один, а с другими сербами, которые тоже ждут искусства, как символа единения», - сказал художник. Оставшуюся часть разговора я пыталась понять, что он думает о творчества Жамбыла, которого, как сказал президент Назарбаев, называют Гомером Великой степи в Казахстане, но художник сообщил, что у него есть много картин и он может привезти их в Казахстан. Мы обменялись визитками, он немного расстроился, что я не из Russia Today и зачитал свое имя - Милдран Йелич. Тем временем, послышался звук вертолета, верный признак - «Едут!».
Дорогу никто не закрывал, приехал мэр Белграда, вышел и встал у обочины в ожидании гостей. Мягко остановилась еще одна Ауди, из нее показался премьер и радостно потрепал мэра по плечу. Через некоторое время вышел Томислав Николич, а затем подъехали машины с казахстанской делегацией. Встретили президентов две девушки - в казахском и сербском костюмах, передали цветы для возложения к памятнику. Мэр сказал, что он очень рад дать слово первым лицам.
Нурсултан Назарбаев подошел к микрофону: «Меня наполняет чувство огромной благодарности всем вам за оказанную честь моему народу, этот образ абсолютно каждому казахстанцу (известен)… Жамбыл Жабаев родился в 1845 году и прожил до 1945 года - 100 лет, самый суровый период. Его философия, его стихи находятся в сознании казахстанцев, даже молодые казахстанцы знают творчество великого Гомера Великой степи, как мы его называем. Памятник открывается в год 170 летия со дня рождения этого человека. (…) И пусть это событие вас склонит к тому, чтобы произведение казахских писателей и поэтов переводились на сербский язык, а сербские творческие люди переводили свои творения на казахский язык. Так мы будем сближать наши народы, нашу молодежь… Между Сербией и Казахстаном нет никаких нерешенных проблем, мы открываем чистый лист нашего будущего», - сказал глава Казахстана.
И поблагодарил всех пришедших: «Дай бог вам процветания, а красивому городу Белграду - большого будущего. В заключение хочу высказать еще одну идею - провести Дни культуры Сербии в Казахстане и Дни культуры Казахстана в Белграде, чтобы наши народы ближе знали культуру и искусство». После того, как переводчица донесла смысл до общественности, послышались аплодисменты.
Слово взял Николич и стал говорить, не оставляя переводчице зазора. Служба протокола засуетилась, после короткого замешательства он взял паузу для переводчицы, которая сказала, что все запомнила. «А остальные разве не поняли?» - пошутил президент и заверил, что монумент станет «вечным свидетельством дружбы и близости наших стран и народов». Потом были песни - одна на казахском, вторая – на сербском.
Во время короткой концертной программы казахстанская делегация фотографировала Жамбыла и фотографировалась на фоне Жамбыла. Аскар Мырзахметов снимал коллег на телефон, а те рассматривали и снова выстраивались рядом с бюстом. Видимо, пересвет - солнце светило очень ярко. Булат Утемуратов тоже щелкнул бюст на телефон.
После этого президент Казахстана уехал к Патриарху Сербскому Иринею, который вручил Назарбаеву высшую награду Сербской православной церкви – Орден Святого Саввы I степени. Президент в свою очередь пригласил Патриарха принять участие в работе следующего Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане.
Вечером президент скажет казахстанским журналистам: «Я думаю, что мы положили хорошее начало - к нам приедет группа бизнесменов, будет создана межправительственная комиссия, которая определит, по каким пунктам мы начнем взаимодействовать, торговать, общаться, сближать наши народы».
Я спросила, как президент отнесся к подчеркнутой благодарности сербской стороны по вопросу Косово. Президент сказал, что тет-а-тет действительно обсуждал политические вопросы с коллегой. Среди прочих - терроризм и геополитика, а относительно территориальных споров повторил, что «Казахстан, как вы знаете, на всех наших переговорах и соглашениях
прописываем признанный ООН постулат, что территориальная целостность, незыблемость границ является международной установкой, мы с этого никогда не слезали и не слезаем».
«Сондай… Ерлан?» - обратился президент к Ерлану Бекхожину - гендиректору АО «Телерадиокомплекс президента Республики Казахстан».
«Нурсултан Абишевич, просто в этот визит чувствуется прям какое-то особое отношение. Начиная с истребителей…»
- Да? Ты почувствовал сам?
Ерлан Халижанович подтвердил, что почувствовал.
«Целовали тебя, что ли?» - засмеялся президент.
«10 залпов… вообще! Они что… возлагают что ли особые надежды на Казахстан? Именно в торговле?» - спросил Бекхожин.
Президент подтвердил, что заметил, что «подчеркнуто принимают». Во-первых, наверное, из-за того вопроса, который вы задали (по Косово - V). Во-вторых, они видят, что Казахстан за эти годы сумел выстроить государство в многоэтнической, многоконфессиональной стране сохранили мы добрые взаимоотношения. В экономическом развитии Казахстан обошел всех своих соседей, с которыми начинали вместе и стартовые условия были у многих лучше, чем у нас, они это видят и читают все, что у нас происходят. Книгу мою прочитали «Казахстанский путь» и президент, и премьер-министр».
Говоря про истребители Назарбаев добавил: «В первые годы независимости я тоже практиковал (такое) для очень почетных для нас гостей. Но вот это они проявили такой знак, с любовью нас встречают. Бюст Жамбыла… Награждение Патриархом меня высшим орденом православной церкви, конечно, это знаки, прежде всего, нашему государству и Казахстану, ну, я являюсь этим символом - поэтому на мой счет там все не нагромождайте. Это Казахстан любят. Нас всех. И вам эта награда. Если много орденов было бы, я каждому из вас повесил бы», - посмеялся президент. Присутствующие смутились.
«Ну, ладно, домой пора», - успокоил он.
А ночью я получила письмо от известного сербского художника, он написал, что рад будет прочитать Жамбыла Жабаева на сербском (не читал все же), и располагает произведениями, которые готов выставлять в Астане. Делегация еще не улетела, а дни сербской культуры уже стартовали.