Открывая круглый стол, директор Ассоциации политических исследований Карлыгаш Нугманова поспешила сделать намек на заинтересованности других стран в развязывании между Казахстаном и Кыргызстаном конфликта. Такой вывод профессор сделала после очередного резонансного выступления президента соседней республики Алмазбека Атамбаева. «Возможно присутствие третьих сил за его спиной, которым выгодно разжигать огонь между двумя народами, которым выгодно сломать мост, который был проложен между нами годами», - предположила Нугманова. Эксперты за столом коллегу не поддержали и, наоборот, принялись гадать, кто должен взять на себя урегулирование конфликта.
Россия
Бахтиер Эргашев, заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Узбекистана, считает, что задачу медиации в большей мере должна решать Россия, потому что «и Казахстан, и Кыргызстан - это члены ОДКБ, ЕАЭС, где Российская Федерация играет системообразующую роль». В самом Кыргызстане такую возможность, судя по всему, воспринимают как самый крайний вариант. Равшан Жээнбеков, общественный деятель, кандидат политических наук из Кыргызстана, уверен: «если Россия будет вмешиваться, этот вопрос будет однозначно решен». Он вспомнил, что однажды российское посредничество уже помогло Кыргызстану разрешить противоречия с Узбекистаном. Александр Князев, действительный член Русского географического общества, доктор исторических наук, выразил мнение, что для эффективной медиации со стороны России её руководству нужно признать две ошибки: «Одна из них - поддержка Атамбаева в 2011 году, вторая - непродуманное и политизированное принятие Киргизии в полноценные члены ЕАЭС. Обе ошибки совершены - и это очень важный момент - в силу того, что не было учтено мнение Казахстана, который является прямым соседом, и который на себе испытывает последствия этих ошибок».
Узбекистан
Эргашев подчеркнул, что Узбекистан как никогда заинтересован в том, чтобы «Казахстан и Кыргызстан выстраивали нормальные взаимоуважительные отношения, которые бы способствовали региональному сотрудничеству, а не убивали этот процесс». В этой связи эксперт напомнил собравшимся о недавнем предложении президента Узбекистана Шавката Мирзиеева: выступая на международной конференции в Самарканде, он рассказал о своей идее по организации «регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии». «При этом он жестко подчеркнул, что речь не идет о создании новой международной организации <...> Эта региональная площадка диалога должна быть направлена исключительно на сверку часов по ключевым вопросам регионального развития», - пояснил мысль президента Эргашев. Политолог из Кыргызстана Равшан Жээнбеков сообщил, что гражданское общество внутри страны восприняло это предложение как «очень позитивный сигнал». «Мы бы хотели, чтобы г-н Миризеев выступил медиатором в этом конфликте», - отметил активист.
Турция (сообщество тюркоязычных стран)
«Если медиаторство Узбекистана не срабатывает, то нам необходимо будет медиаторство Турции», - внезапно заявил кыргызский общественный деятель. Его мысль в некотором смысле продолжил Заур Расулзаде, кандидат политических наук из Азербайджана. Он напомнил, что и Казахстан, и Кыргызстан, и Азербайджан входят в совет сотрудничества тюркоязычных государств. «Мы - тюрки, и у нас есть культура. Мы никогда против старших не выступаем. Если у старших были ошибки, мы решаем это на совсем другом уровне», - говорил эксперт, намекая на необходимость кулуарного поиска путей выхода из кризиса. «Когда все выплескивается наружу, это как-то не подобает, это не по-тюркски, это не по исламским традициям», - считает Расулзаде. Он убежден, что Казахстану и Кыргызстану необходимо отказаться от посреднических услуг третьей стороны. «Я не думаю, что г-н Назарбаев согласится на модераторство со стороны других стран, потому что он сам - человек опытный», - высказывает точку зрения азербайджанский политолог, вспоминая о том, как президенту Казахстана удалось помирить Путина с Эрдоганом. Урегулирование конфликта Расулзаде видит так: «В ближайшее время мы должны созвать саммит тюркоязычных государств и там внутри семьи тюркоязычных стран решить эту проблему без какого-либо другого посредничества».
ЕАЭС
Участники круглого стола дали понять, что Евразийский экономический союз пока представляет собой самого пассивного участника разворачивающегося между Казахстаном и Кыргызстаном противостояния. «Для нас, в самом деле, очень интересно, и очень беспокоит, почему молчат члены ЕАЭС, почему мы не задействовали инструменты, которые находятся внутри этой организации. Мы все ждем какой-то реакции со стороны России, Армении, членов Таможенного союза», - возмущенно заявил Жээнбеков. Коллегу из Кыргызстана поддержал Игорь Круговых, заместитель председателя комитета по делам национальностей при правительстве России, директор центра интеграции стран СНГ Высшей школы современных социальных наук МГУ им. Ломоносова. Он также посетовал на то, что «активной роли ЕАЭС» в урегулировании спорных вопросов не наблюдается. Кандидат исторических наук вспомнил, что в рамках ЕАЭС действует собственный суд. «Ведь вы помните, сколько лет шла дискуссия о том, можем ли мы создавать какие-то наднациональные органы, и в тяжелейшей борьбе, дискуссиях приняли решение: “Да, нам нужно создавать те органы, которые будут носить наднациональный характер, и будут разбирать все конфликтные ситуации”. Но где сегодня реакция этого суда?» - раздосадованно заключил эксперт.
«Народная» дипломатия
«Мы бы хотели задействовать инструменты народной дипломатии. То, что мы приехали - это начало народной дипломатии. Независимо от того, что идет серьезное давление со стороны власти, со стороны правительства мы приехали», - заявил Равшан Жээнбеков. Помимо экспертной роли в урегулировании конфликта Игорь Круговых обратил внимание на деятельность народных ассамблей, которые работают и в Казахстане, и в Кыргызстане, и в России. Он предложил обратить их совместную деятельность в рамках кризиса на «недопущение развития этого конфликта в сферу межнациональных отношений». По его мнению, самое важное в сложившихся условиях - укрепление евразийской цивилизационной идентичности. Президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, доктор политических наук Есенжол Алияров, в свою очередь, предложил воспользоваться межпарламентскими связями двух стран. Эксперт считает, что именно на уровне парламентских комитетов Казахстана и Кыргызстана можно выработать эффективные пути решения имеющихся противоречий.
Что может сделать Кыргызстан?
«Необходимо разгрести те авгиевы конюшни, которые накопились. Некоторые считают, что тем Гераклом, который придет и расчистит эти конюшни, должен стать президент России Путин. Мне лично кажется, что этим Гераклом придется стать новоизбранному президенту Кыргызстана», - считает заместитель председателя Евразийской комиссии ЕОЭС по иностранным делам и экономической политике Вадим Козюлин. Профессор Алияров его полностью поддерживает: «Почему должны вмешиваться наднациональные органы? Если есть вина Кыргызстана, он должен решать эти вопросы». О том, что именно нужно сделать кыргызским властям, собравшимся рассказал Александр Князев: «Мы имеем дело с многолетним системным кризисом двусторонних отношений, в основе которого находится неполноценное институциональное функционирование Кыргызстана как государства <…> Первая задача, которая стоит перед Киргизией - это восстановить функциональную способность государства управлять обществом по общепринятым правилам и по общепринятым правилам вести свои отношения с внешними партнерами».
Что может сделать Казахстан?
Директор института современных исследований при ЕНУ им. Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров подчеркнул, что и Казахстану есть над чем работать для нормализации двусторонних отношений. Эксперт считает, что резкие высказывания Алмазбека Атамбаева не стоит воспринимать как его личные политические взгляды - это «также голос и видение молодых политиков, советников, экспертов из администрации правительства Кыргызстана, тех, кому сегодня от 25 до 45 лет». Казахстан, по его мнению, вполне в состоянии повлиять на умы кыргызской молодежи, разумно применяя в регионе инструментарий «мягкой силы» - средства для этого как раз можно изыскать из тех $100 млн, от которых Кыргызстан не так давно отказался. Сыдыкназаров предлагает не только перестроить работу дипмиссий, но и активизировать образовательный обмен между странами на всех уровнях. К идее посредничества он, кстати, относится более чем критично.
«Поймите, когда вы хотите пригласить медиаторами третьих лиц, это говорит о том, что вы сами слабы. Человек, который субъектен, всегда полагается на себя. С этой точки зрения Казахстан не нуждается в медиации в этом конфликте - он субъектен. Хотя бы в регионе Центральной Азии», - поставил точку в обсуждении политолог.