Интервью

Ильдана Казмамбетова, член совета директоров Galanz Bottlers: «Мы снизили объемы производства, но c оптимизмом смотрим в будущее»

  • 9932
Голосовать
0

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото пресс-службы AO «GALANZ Bottlers»

Ильдана Ганиевна, давайте начнем с общего вопроса: как, на ваш взгляд, чувствует себя рынок безалкогольных напитков, в том числе и бутилированной воды. Если смотреть на цифры комитета по статистике, то с начала года к ноябрю производство во всем секторе сократилось почти на 3%, а в одном только сентябре был почти 50% спад.

На самом деле, если вы посмотрите на цифры прошлых лет, продажи в секторе безалкогольных напитков всегда снижаются в этот период года из-за сезональности. Это происходит с сентября по февраль – и это естественный процесс. Но в этом году ситуация на рынке усугубилась еще случившейся девальвацией.

Это особенно сильно ударило по производителям, использующим импортное сырье. В Казахстане мы покупаем сахар, аскорбиновую кислоту и полиэтилен, но они также зависимы от импорта, потому что для их производства тоже используются зарубежные сырье и материалы. К примеру, этикетку мы получаем из Китая, потому что, то качество этикетки, которое нам необходимо, казахстанские производители не могут обеспечить. В нашей структуре себестоимости импорт занимает более 70%. Конечно, мы видим, что сейчас многие казахстанские компании работают в направлении импортозамещения, и мы открыты к сотрудничеству с ними. Однако, мы не можем покупать здесь ни чайное сырье, ни ПЭТ гранулят. Основными производителями этих видов сырья остаются Индия, Корея, Китай и Япония. В России эти ингредиенты производят, но эти объемы не могут обеспечить даже собственный рынок.

А ситуация с удешевлением российской продукции на вас сильно сказалась?

Она повлияла на наши продажи в приграничных с Россией регионах. После случившейся девальвации эти потери в продажах существенно снизились.

Расскажите, пожалуйста, о проблемах административного характера, с которыми вы столкнулись в этом году. К примеру, вопрос повышения налоговых ставок на добычу подземных вод.

В бизнесе, особенно когда экономическая ситуация в стране ухудшается, более жесткие налоговые изменения только усугубляют и так непростое положение предприятий. Производителям безалкогольных напитков вроде как, удалось договориться о снижении ставок до приемлемого для нас уровня, в сравнении с первоначальным вариантом от государства. Но вопрос по налоговой базе находится на стадии согласования и какой-то конкретной, утвержденной ставки еще нет. Для меня было приятным открытием, что государство пошло на диалог с бизнесом и дало ему возможность донести свою точку зрения в этом вопросе. Важную роль в этом диалоге сыграли Национальная палата предпринимателей и Ассоциация безалкогольных напитков Казахстана, которые смогли объединить усилия всех «напиточников» Казахстана.

Если же смотреть в целом на рынок безалкогольных напитков, то насколько он сжался? Цифры Комитета по статистике отражают реальность?

Давайте сфокусируемся на рынке холодного чая, поскольку он для нас основной и, фактически, запустив первыми производство продукт под брендом «Maxi чая», мы стали первопроходцами в этой категории. Вплоть до 2013-го года включительно рынок ежегодно рос на 10-15%, а в один год был даже 25% рост. Сейчас разные источники прогнозируют его рост в районе 5-6%, и в текущих экономических реалиях это было бы неплохо. Однако, мы предполагаем, что рынок может даже стагнировать, поэтому, многое будет зависеть от конкуренции. Я думаю, что всем будет очень сложно, и каждый игрок сейчас будет биться за свою долю на рынке. Мы понимаем, что мы должны будем работать еще лучше и эффективнее.

Предприятия других секторов экономики надеются на некоторое улучшение обстановки в 2017 году. Вы что об этом думаете? Стоит ли ждать какого-то толчка в потребительской активности?

Если смотреть глобально, то на улучшение ситуации в краткосрочной перспективе нет никакого намека – цены на нефть падают, а наша импортозависимость пока еще очень высока. Как бы то ни было, это не первый кризис, который мы переживаем. Возможно, он будет самым тяжелым и затяжным, но мы настроены оптимистично, иначе и не быть может. Мы осознаем, что отвечаем не только за свой бизнес, но и за сотрудников и их семьи. И здесь, конечно, нельзя пребывать в плохом расположении духа, мы прекрасно понимаем, что нам потребуется некоторое время восстановления докризисных показателей.

Но вы по своей компании не ожидаете существенного снижения доходов?

Вы знаете, сложно говорить об ожиданиях. Буквально недавно я встретила сотрудника одной производственной компании, и они уже в третий раз пересчитывают свой бюджет. И мы тоже это делали не один раз. Ситуацию сейчас никто не берется прогнозировать. Этот год не оправдал наших ожиданий. Нам было достаточно сложно. Вы же видите, как реагирует финансовый и банковский сектор, и это не может не затронуть отечественных производителей. Мы снизили объемы производства примерно на 5-10% и оптимизировали операционные расходы на 30%.

За счет каких продуктов в вашем портфеле возможен рост объема продаж?

У нас в портфеле есть очень популярный газированный напиток Lаimon Fresh. Недавно мы запустили производство напитка из мякоти алоэ. На основе него никто не производит продуктов в Центральной Азии. Мы построили завод с оборудованием, аналогов которого нет у казахстанских производителей. Мы можем производить любые соки с мякотью и с довольно большой фракцией. То есть, к примеру, целиком использовать виноград, и дозировать его в бутылку.

Эти напитки очень популярны в Корее, где рынок вообще очень разнообразный. И мы бы хотели развивать культуру потребления этих напитков у нас в Казахстане.

Вы говорили о 70% импортной составляющей в структуре вашего производства, то есть, повышение цены на продукцию для вас было неизбежным?

На самом деле, это делают все игроки, просто кто-то делает это постепенно, за счет хороших отношений и договоренностей с поставщиками, а кто-то одномоментно повышает цены на свою продукцию. Мы как раз одна из таких компаний, мы не стали резко повышать цены. Наши покупатели – это те люди, которые рачительно относятся к своему бюджету. Мы не работаем в премиум сегменте, и мы всегда понимаем, что покупатель должен находиться в комфортных условиях. Компании сейчас будет довольно сложно сохранить докризисную доходность продаж, но мы готовы на это пойти для сохранения своего потребителя.

А какие инструменты финансирования вы используете?

Я очень благодарна нашим партнерам, которые нас кредитуют – Цесна банку, и нашим поставщикам, которые входят в наше положение и поддерживают в сложный для самих себя период. Во-вторых, мы надеемся на госпрограммы, в том числе и на поддержку «Национальных чемпионов». Это будет существенная помощь. Я не хочу быть голословной и нахваливать программу. Но у нас хороший опыт работы с госпрограммами. С 2011 года мы работаем с фондом «Даму» и это действительно эффективная и действенная программа для бизнеса. Мы получили кредит и субсидии по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020», что позволило нам построить наш завод, один из крупнейших в Казахстане.

Можно ли как-то еще стимулировать потребительский спрос, на ваш взгляд? Возможно, есть какие-то маркетинговые решения, которые вы хотите использовать.

Скорее всего, не ошибусь, что самым главным фактором будет цена на полке. Маркетинг и все остальное – вторично. Вы наверняка знаете, что когда у компаний встает вопрос об оптимизации бюджетов, первым делом сокращаются расходы на маркетинг. Но все зависит от возможностей компаний. Тем не менее, в ситуации определенного давления на рынок, а также нехватки финансирования, мы все же будем искать выходы. Мы понимаем, что гнаться за прибылью сейчас не стоит, нам нужно удержаться на рынке, сохранить свою долю и доверие покупателя.

А какую долю рынка вы сейчас занимаете?

По чайному рынку наша доля в районе 26-27%. В Казахстане довольно небольшой рынок, но мы стараемся отрабатывать и экспортную зону, надеемся пройти по госпрограмме, чтобы усилить это направление.

В перспективе источником роста для вас останутся крупные города Казахстана или вы видите больший потенциал в регионах?

У нас достаточно разветвленная дистрибуция по стране. Мы работаем не только в крупных городах. Безусловно, есть некоторые регионы с более благоприятными погодными условиями, которые составляют основной объем продаж. Но для нас важен каждый город и каждый покупатель.

А экспортные направления вам интересны? Вы говорили, что у вас есть потенциал, который вы используете в случае поддержки. Это в первую очередь российский рынок?

Сегодня мы занимаем лидирующие позиции на рынке Кыргызстана, где достаточно успешно

работаем последние несколько лет. Нам бы хотелось развить рынок в Туркмении, но, к сожалению, их законодательная база ограничивает наши возможности. Это вопрос политического характера, не только коммерческого. Есть трудности, очень дорого транспортировка обходится и в целом это достаточно закрытая страна. Но мы работаем там, мы очень благодарны нашим партнерам в Туркмении за популяризацию нашего бренда. В общем и целом мы смотрим в сторону рынка Центральной Азии. Мы начали работать с Китаем, сейчас это приграничные зоны, там небольшие объемы, но китайский рынок огромный и у них очень большой интерес к нашим напиткам. В целом, сейчас около 10% нашего производства идет на экспорт.

Насколько открытие завода в сентябре 2013 года увеличило ваши производственные возможности? Какие проекты вы хотели бы реализовать в перспективе?

В целом, нам удалось увеличить производство практически в два раза. В 2009 году у нас был оборот 3 млрд тенге, а в 2014 наши продажи превысили 10 млрд тенге.

Наша инвестиционная программа действовала с 2012 и закончилась в 2015 году. Мы готовим новый план на ближайшие три года, но все будет зависеть от финансовых возможностей и экономической ситуации в стране. Следующая наша инвестиционная программа включает запуск производства сокосодержащих напитков с кусочками фруктов. Плюс, хотели бы сделать акцент на производстве воды. Для нас это очень интересный сегмент, который ежегодно растет. Мы не оставляем надежды, что «Sevens» станет одним из самых популярных брендов у нас на рынке.

А в собственных средствах для развития вы ограничены?

Да, достаточно ограничены, как и многие казахстанские производственные компании. Мы построили крупный завод, поэтому у нас есть обязательства, которые нужно обслуживать, и развиваться за счет собственных средств сейчас будет сложно. Мы рассчитываем на поддержку, и если её не будет, инвестиционная программа просто отложится. Но обязательно будет реализована в будущем.

И давайте закончим наш разговор вопросом о программе «Национальные чемпионы». Вы уже сказали, что по финансовой части программы сейчас ждете решений, и мне бы хотелось узнать о консультационной поддержке, которую вы получили.

Как вы знаете, программа «Национальные чемпионы» инициирована АО «Национальным управляющим холдингом «Байтерек». Этот холдинг в сотрудничестве с компанией McKinsey &Company консультировали АО “GALANZ Bottlers”. Учитывая, безусловно, обширный и богатый опыт компании McKinsey, которая видела не один десяток кризисов и подъемов на рынках всего мира, их опыт очень нам пригодился. Они провели аналитику, и представили нам отчет, какие сильные и слабые стороны есть у нашей компании. Для нас эта информация была интересной, многие вещи мы знали сами, но были и важные аспекты, которых мы не замечали раньше. Какие-то из них оказались даже жизненно важными. Был проведен довольно обширный и глубокий анализ. Практические результаты от консультаций уже есть. Мы, к примеру, изменили подход в работе с персоналом и финансовым сектором. Что касается результатов изменения в работе с персоналом, мы увидим их позже, так как сотрудники должны пройти программы обучения, адаптироваться и внедрить полученные навыки, и это самая сложная и долгосрочная задача. Мы ожидаем результат через 12-18 месяцев. А что касается финансовых аспектов нашей работы, мы сможем среагировать и что-то изменить уже в ближайшее время.

Редактор Власти

Другие материалы по AO «GALANZ Bottlers»

Профиль компании
АО «GALANZ bottlers»
03.12.2015