Vласть объясняет: готов ли Казахстан решать глобальные экологические проблемы?
Мадина Куанова, Vласть
Фото Жанары Каримовой
2 августа 2016 года Казахстан подписал Парижское соглашение по климату, тем самым присоединился к 193 другим странам, сделавшим то же самое. 27 октября парламент Республики Казахстан утвердил данный документ. 4 ноября Парижское соглашение официально вступило в силу. У Казахстана появились обязанности перед всем миром в области улучшения климата. Готов ли Казахстан выполнять их, если экономика страны зависит от добычи ископаемого топлива — угля, нефти, природного газа? Vласть при участии председателя Экофорума общественных организаций Казахстана Вадима Ни и российского эксперта в области изменения климата Алексея Кокорина разбирается в этом вопросе.
Зачем вообще нужно это соглашение и какие в нем обязательства?
Мир решил, что нужно немедленно реагировать на угрозу изменения климата. Так появилось Парижское соглашение, которое подписали 193 страны. Цель Соглашения - не допустить увеличения температуры на планете более чем на 2 градуса по Цельсию. В документе обозначены и другие задачи: помощь в адаптации странам, на которые изменение климата оказывает неблагоприятное воздействие; помощь от развитых стран развивающимся в виде передачи технологий по улучшению климата и финансирования экологических проектов; борьба с нищетой, ликвидация голода и продовольственная безопасность; создание новых рабочих мест. Изменение климата несет с собой изменения в промышленных рабочих сферах, и людей, по идее уволенных из промышленности, нужно обеспечить новой работой. Еще одной задачей в тексте документа определено увеличение количества поглотителей парниковых газов: имеются в виду леса.
Все страны-участницы несут общую, но в тоже время дифференцированную ответственность. Все зависит от ряда условий внутри каждой страны. Государства должны выработать свой национальный уровень вклада в реализацию условий Парижского соглашения.
У Соглашения нет конкретных сроков действия. «Оно бессрочно в отличие от Киотского протокола. Странами не определен конкретный год, к которому нужно проделать определенную работу. Соглашение будет действовать всегда» - говорит Вадим Ни. Киотский протокол – международный документ по сокращению выбросов парниковых газов – будет действовать до 2020 года. Эксперты прогнозируют, что Парижское соглашение заменит собой Киотский протокол.
Зачем это нужно Казахстану?
По словам Вадима Ни, ратификацию Парижского соглашения удалось произвести из-за активности министерства иностранных дел. Эксперт считает, что у этого дипломатического хода есть несколько причин. Во-первых, такой шаг пойдет на пользу имиджу страны в преддверии ЭКСПО-2017. Во-вторых, доля выбросов парниковых газов Казахстана составляет чуть меньше 1% от всех выбросов в мире — а это немало, чтобы включиться в борьбу с глобальным потеплением. В-третьих, нужно было найти весомую причину, чтобы отказаться. Отказались от участия в глобальном Соглашении Сирия по причине постоянной войны, Узбекистан, а также Никарагуа и Танзания. Россия подписала документ, но еще не ратифицировала его. Там, по словам российского климатолога Алексея Кокорина, местные нефтяные олигархи пока стараются затормозить этот процесс.
Что будет, если Казахстан не будет выполнять условия Соглашения?
Формально ничего. В документе за невыполнение условий Соглашения не предусмотрены штрафы, санкции либо какие-то другие рычаги давления. Хотя этот вопрос стоял на повестке дня, но, как сообщил Кокорин, развитые страны выступили против каких-либо мер наказания. Однако Вадим Ни объясняет, что, если Казахстан не будет выполнять нормы подписанного документа, то последствия все же могут наступить.
«Это скажется на конкурентоспособности нашей продукции. Завтра продукция, изготовленная (при использовании) угольной энергетики, окажется ненужной нашим партнерам, которые придерживаются Соглашения. Страны, которые покупали у нас сталь, скажут, что в нашем продукте высокое углеродное содержание, и пойдут к другому, более экологичному производителю».
Что конкретно предстоит делать Казахстан в рамках соглашения?
Пока неизвестно. Казахстан показал, что готов участвовать в разрешении глобальных проблем, но теперь надо показать, как это сделать. Поэтому общественные организации пытаются инициировать дискуссии и привлекать внимание властей. Вот что пока нужно сделать:
а) определить свой национальный уровень вклада в Парижское соглашение;
б) сохранять леса;
в) готовиться к адаптации к последствиям изменения климата;
г) перезапустить систему квотирования и торговли с определением общей квоты в привязке к вкладу по Парижскому соглашению;
д) готовить в секретариат Парижского соглашения отчет о работе каждые пять лет;
е) перенимать международный опыт по сокращению выбросов в развитых странах;
ж) быть готовым к чрезвычайным ситуациям, климатической миграции, экономическим и неэкономическим потерям.
Все это надо делать еще и с учетом того, что власти страны намерены к 2050 году производить 50% всей энергии за счет «зеленых», то есть возобновляемых источников.
Что Казахстан уже мог бы сделать для уменьшения парниковых выбросов?
Решить вопрос с транспортом. По словам Вадима Ни, в Казахстане за последние десять лет резко выросло количество автомобилей, из-за чего пропорционально увеличилось и количество выхлопов. По мнению эксперта, улучшить ситуацию можно следующим образом: «Акиматам стоит пустить на маршруты больше (современных) автобусов, наладить их работу, а все автостоянки в стране сделать платными. Захотят ли жители сами пересаживаться из личных автомобилей в автобусы? Если общественный транспорт будет работать как часы, то проблем с этим возникнуть не должно».
Еще одной мерой — правда, полностью административной, - эксперты видят воссоздание министерства охраны окружающей среды как самостоятельного органа. Сейчас охраной окружающей среды занимается министерство энергетики.
На какие средства страна будет бороться с парниковыми газами?
В рамках выполнения условий Соглашения Казахстан занял позицию развивающегося государства. Формально это значит, что Казахстан может рассчитывать на международную финансовую поддержку. Казахстан заявил о своих обязательствах к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов на 15%. Но если стране окажут финансовую помощь развитые страны, эта цифра увеличится до 25%.
Однако Вадим Ни говорит, что сильно рассчитывать на дополнительные средства не нужно: «Все ждут, что нам дадут деньги только потому, что мы присоединились к этому соглашению. Это так не работает. Мы можем надеяться на материальную помощь в адаптации от неблагоприятных воздействий изменения климата».
О каких примерно затратах, необходимых на спасение экологии, идет речь, тоже неясно. Эксперт говорит, что таких подсчетов и оценок пока никто не производил.
Какое будущее у промышленных городов, если страна перейдет на зеленую экономику?
Эксперты прогнозируют, что города, в которых на данный момент сконцентрировано большое количество заводов и предприятий по переработке угля и нефти, утратят свое стратегическое значение. В Казахстане это Караганда, Атырау, Экибастуз, Жанаозен и другие. Возможно, численность их сократится, людям придется искать новые рабочие места и уезжать в другие места. Этот вопрос относится к пункту адаптации к новым условиям. Только в этом случае на жизнь людей будет влиять не климат, а меры по его сохранению.
Сможет ли отдельно взятый человек бороться с глобальным потеплением?
Эксперты считают, что сможет. Каждый человек, как и все население в целом, оставляет на земле «углеродный след» - определенное количество парниковых газов, которые выбрасываются в атмосферу в результате его жизнедеятельности. В сети представлены калькуляторы углеродного следа, по которым можно подсчитать, какое количество углерода ты вырабатываешь. Люди, которые борются с парниковыми выбросами, пересаживаются на велосипед, используют энергосберегающие лампы, одеваются в секонд-хэндах, уделяют внимание повторному использованию предметов быта и переработке. Кроме того, вегетарианцы и веганы утверждают, что их углеродный след гораздо меньше, чем тех, кто употребляет в пищу мясо.