Как советские архитекторы создавали проспект Ленина

Давид Камински
  • Просмотров: 44759
  • Опубликовано:

Давид Камински, Адильжан Псяев, специально для Vласти

Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК 

В конце ноября акимат Алматы заявил о намерении реконструировать проспект Достык в 2018 году. Главной задачей реконструкции называется восстановление исторического облика проспекта. Мы вспоминаем историю крупнейшего градостроительного проекта своей эпохи, и изучаем как он изменился с течением времени.

Проспект Достык в царскую эпоху назывался проспектом Колпаковского — в честь генерал-губернатора Семиречья. Улица начиналась от аптекарского сада, где находился Вознесенский собор, и продолжалась на многие километры на юг — до самых гор Заилийского Алатау, переходя в улицу Горную.

Уже тогда, в самом его начале, на краю парка были построены такие важные здания как дом генерал-губернатора и верненская мужская гимназия, сформировавшие часть парадного центра города.

Дом генерал-губернатора серьезно пострадал при землетрясении 1887 года и был отстроен заново. Он простоял на этом месте до начала 2000-ых, уступив место современному жилому комплексу.


В 1920 году проспект переименовали в честь лидера Октябрьской революции Владимира Ленина. Несмотря на название, этот район на протяжении долгого времени не был местом для крупных архитектурных и градостроительных проектов. Он был застроен в основном малоэтажными жилыми домами и небольшими общественными сооружениями.

Но в 1965 году, в преддверии приближающегося столетнего юбилея со дня рождения Ленина, начались работы по проектированию нового облика проспекта — он должен был стать крупнейшим в стране и предполагал полное обновление застройки вдоль улицы.

Первый вариант планировки проспекта подготовили в проектном институте Алма-Атагипрогор. Первоначальный план отличался внушительным масштабом. По восточной стороне проспекта перпендикулярно к нему должны были выстроиться высокие надломленные в середине пластины, напоминающие дома-книжки на московском Новом Арбате. 

Но проект Гипрогора подвергся острой критике и в кратчайшие сроки другой авторский коллектив головного отделения Казгорстройпроекта подготовил новое предложение. В эту группу входили видные архитекторы того времени: Н. И. Рипинский, работавший над проектами отдельных построек, архитектор В. Ш. Гершберг, автор градостроительной концепции реконструкции, а также Г. А. Калиш, главный инженер института и А. К. Деев, руководитель проектной мастерской №4. Авторский коллектив проекта впоследствии удостоился множества наград и премий.

Началом проспекта должна была стать новая центральная площадь, которая бы сформировалась между современными проспектом Достык и улицей Зенкова по улице Казыбек би. На площади первоначально предполагалось разместить важное, ключевое для города общественное сооружение. Создание площади и реконструкция проспекта должна была заложить основу полной перестройки центра города, но впоследствии было решено сконцентрировать усилия на самом проспекте, а площадь реализовали в усеченном виде с доминирующим сегодня над ней Домом Офицеров, построенном в 1978 году.

В результате этих изменений началом реконструируемого проспекта оказалась 12-этажная жилая башня на пересечении проспекта с улицей Комсомольской (Толе би), выполняющая роль высотного акцента и своеобразного верстового камня на пути к городу будущего, мечту о котором воплощала реконструкция проспекта.

В этом же квартале, в глубине, расположился другой из акцентирующих объектов проспекта — 12-этажный жилой дом, составленный из двух одинаковых башен. Выразительность фасада формируют опоясывающие этажи широкие изогнутые балконы. Сами же башни опираются на общий стилобат, в котором размещались разнообразные общественные функции. Перед зданием предполагалась площадка, — курдонер, соединяющая башни с проспектом Ленина. В 90-ые годы прошлого века эта территория оказалась плотно застроена, скрыв здание от обзора. 

Последующие кварталы архитекторы планировали как целые ансамбли. Объединяя два городских квартала в меридиональном направлении, они размещали по его западной стороне два дома-пластины. 

В центре квартала, на оси перекрываемой улицы, стояло крупное акцентирующие сооружение за курдонером, согласно излюбленному приёму архитекторов-модернистов.


В квартале между улицами Кирова и Калинина (Богенбай батыра и Кабанбай батыра) этим акцентом было здание Казсельхозтехники, внушительная пластина которого доминировала бы над площадью Революции, задуманной в курдонере перед ним. При всей интернациональности его архитектуры, здание связали с местностью ребрами солнцезащиты, покрывавшими его фасад. Но уже в наше время оно преобразилось до неузнаваемости в соответствии с новыми трендами в архитектуре. 

С противоположной стороны проспекта, в рамках второй очереди проекта, возводились также экспериментальные монолитные жилые дома высотой в 12 этажей. Они являлись продолжением экспериментов в монолитном домостроении, которое должно было бы постепенно войти в широкую практику наряду с панельным домостроением. За свои гибкие формы башни получили прозвище «домов-роялей».

Также на западной стороне проспекта немного южнее улицы Кирова (Богенбай батыра) находился филиал «Детского мира» — магазин детских товаров «Балдырган». Перед входом была небольшая учебная площадка с дорожной разметкой, знаками и мини электромобилями, знакомящая детей с правилами дорожного движения. Помимо неоновой вывески на крыше здания, где располагался магазин, своеобразной рекламой служил массивный скульптурный рельеф с изображением ребёнка, выполненный в нарочито мезоамериканских мотивах. 

Впоследствии «Балдырган» закрыли, и его площадь заняли новые арендаторы. Расширяя торговое пространство, они поглотили пристройками площадку перед магазином. Мезоамериканский рельеф уцелел в этих переделках, но теперь практически спрятан в дворовом проезде.

Кварталом выше, в качестве акцента в ансамбле проспекта выступает высотный жилой дом, прозванный «Три богатыря». Состоящий из трёх связанных между собой башен, он задумывался как образец сейсмостойкого строительства. Построенные в железобетонном каркасе, башни объединены в единое целое структурной пластиной в середине здания. 

В лежащем у основания башен подиуме размещался двухзальный кинотеатр на 150 мест, кафе-мороженое, и отдельно от них институт археологии. По периметру подиума проходил сплошной витраж, открывая обзор сквозь здание, а также создающий ощущение парения громадного сооружения в воздухе.

Дома-пластины, составлявшие основную массу застройки, были построены с использованием экспериментального каркаса СЖКУ-9, специально разработанного для строительства в условиях девятибалльной сейсмики. Использование сборного каркаса позволяло легко разместить торговые и обслуживающие предприятия на первых этажах, а также открывало возможности для создания улучшенных планировок квартир. Главным выразительным элементом пластин стали ряды балконов на фасадах, обращенных к проспекту Ленина. Стремясь придать каждому дому некоторую уникальность, архитекторы использовали разный рисунок балконов.

Располагая дома в отдалении от улицы, архитекторы сформировали широкую зелёную зону, служившую буфером от шума. Было два тротуара: один шел вдоль дороги, второй рядом с домами. Сейчас многочисленные пристройки к первым этажам практически полностью уничтожили этот променад. 


Девятиэтажная пластина севернее улицы Кабанбай батыра (улица Калинина) известна по располагавшемуся в ней магазину сувениров «Казахстан». У входа в этот магазин было установлено панно, изображающее девушку в национальной одежде. Оно было едва не уничтожено в нулевые. Летом 2017 года оно было вновь собрано на горе Кок-Тобе. 

Прямо через дорогу от него, на другой стороне улицы Кабанбай батыра находится действующий до сих пор магазин «Россия», в прошлом бывший исключительно гастрономом. Перед магазином был устроен декоративный бассейн, над которым мостиком проходила лестница. Но вместе со строительством в начале 00-ых годов внушительной пристройки к магазину, бассейн оказался полностью разрушен и поглощён пристройкой. 

Теперь фасад этого дома выглядит так 

Завершался реконструируемый участок проспекта крупнейшим градостроительным ансамблем своего времени, сформированным вокруг площади Абая, где в 1960 году был установлен памятник поэту авторства скульптора Х. И. Наурызбаева и архитектора И. И. Белоцерковского. 

Первым зданием, появившимся на площади Абая и построенным в рамках реконструкции стал кинотеатр «Арман». Два его зала первоначально вмещали 1000 зрителей, кроме того первоначально планировалось создание летнего кинотеатра, для установки проектора которого на восточном фасаде создан небольшой балкон.               

Архитектурный облик кинотеатра Александр Коржемпо объяснял как спустившийся к площади горный ледник. Внушительный, лишенный окон объём здания, окрашен белой штукатуркой. По нему разбросаны небольшие пирамидальные медальоны, отбрасывающие на белую плоскость множество небольших теней. На восточном и западном фасаде художниками В. Константиновым и Г.Завизионным были выполнены два внушительных монументальных панно, сюжет которых раскрывает стремление человечества в будущее, к мечте. 

На контрасте с внешним фасадом, внутреннее пространство было максимально лёгким и уютным. В центре здания располагался небольшой внутренний дворик с озеленением и бассейнами. В центре дворика на фоне рельефной каменной стены первоначально была установлена скульптура сидящей девушки. Но вскоре она была демонтирована, так как в скульптуре увидели буддистские, не характерные для Казахстана мотивы. 

На втором этаже кинотеатра также находилась работа монументального искусства — внушительный рельеф, чья тема связана с прогрессом. Он оказался спрятан за стеной из гипсокартона в нулевых, но осенью 2017 рельеф был вновь открыт. 

Восточнее кинотеатра располагалась станция канатной дороги на гору Кок-Тобе, построенная совместно с грузинскими специалистами. Между двумя станциями по принципу маятника курсировали два вагончика, преодолевая расстояние в 1600 метров за 5 минут. В 2015 году канатную дорогу полностью перестроили. Станция была разрушена, а на её месте построена новая, не имеющая никакой наследственности в архитектуре. 

Между кинотеатром и канатной дорогой находилось кафе с касакадными фонтанами, теперь на его месте построили высотную гостиницу «Новотель».

Главным элементом площади, закрепившим её формирование, стал построенный в 1970 году Дворец Ленина. Впервые идею строительства крупного культурного центра предложил архитектор Николай Простаков (соавтор здания ГАТОБ им. Абая). Его предложение нашло поддержку, но предложенный им цилиндрический дизайн был отклонён и проработку проекта, первоначально обозначенному как Дворец культуры Казпотребсоюза, поручили другой команде архитекторов. 

Фото с сайта dezeen.com

Проектированием дворца занимались архитекторы проектного института Казгорстройпроект - Н.И. Рипинский, Л.Л. Ухоботов, В.Ю. Алле, В.Н. Ким, Ю.Г. Ратушный, А.Г, Соколов. Источником вдохновения для архитектуры Дворца часто приводят здание капитолия в Чандигархе, созданное великим французским архитектором Ле Корбюзье. Как и в его индийском прообразе, во Дворце Ленина главным элементом является внушительный, нависающий козырёк. Но в отличие от здания в Чандигархе, здесь в отделке используется «чешуя» из золотистого алюминия. Чешуя перетекала в интерьер здания, размывая границы между внутренним и внешним пространством. 

Кадр из к/ф «Ритмы столицы», 1985 год

Появление козырька обусловлено и конструкцией здания. Покоящаяся на шести пилонах кровля накрывает собой более мелкий каркас, поддерживающий остальные помещения внутри здания. Эта идея, принадлежащая инженеру Соколову, позволяла значительно увеличить сейсмостойкость конструкции. 

Фасад дворца одним из первых в городе был отделан ракушечником. После этого материал, традиционный для древних сооружений Мангистау, стал популярен среди архитекторов-модернистов.              

Для охлаждения огромного сооружения использовалась река Малая Алматинка, проходящая прямо зданием. Система кондиционирования использовала прохладу горной воды для охлаждения циркулирующего в здании воздуха. 

Уже в процессе строительства сооружение переименовали во Дворец Ленина — в честь столетнего юбилея вождя. В 1971 году авторский коллектив удостоили государственной премии СССР в области архитектуры.

В 2010 году, в ходе подготовки города к Азиатским играм, здание полностью реконструировал уже современный преемник института Казгорстройпроект — проектная академия Казгор. От оригинального облика Дворца осталась только общая композиция, а архитектура фасадов, отделочные материалы и интерьеры оказались полностью изменены. 

Несколько позднее, в 1977 году, завершили строительство высотной доминанты площади — гостиницы «Казахстан». Её проектированием занимались архитекторы из института Казгорстройпроект Ю.Ратушный, Л.Ухоботов, А.Анчугов, В.Каштанов. Первоначально предполагалось, что башня не будет иметь какого-то особого завершения, но в процессе строительства появилась идея увенчать здание короной, которая впоследствии стала её символом. Рассчитанная на 1000 гостей, гостиница стала крупнейшей в КазССР. Кроме того, она оставалась самым высоким зданием в городе в течении почти 30 лет. 

Весь ансамбль площади архитектурно объединял своеобразный «каскад» фонтанов и бассейнов. Начинал каскад небольшой водоём с летним кафе возле кинотеатра «Арман». За ним следовали бассейны на площади перед Дворцом Ленина. Некоторую роль в каскаде играл также и Головной арык, отделяющийся от реки Малая Алматинка под Дворцом Ленина. Он проходил чуть севернее площади среди ряда сосен. Далее «каскад» переходил в крупный бассейн, наполняемый водой через небольшие водостоки в подпорной стенке, создавая иллюзию цельного потока воды, идущего через площадь. Финальным элементом комплекса являлся бассейн перед гостиницей Казахстан, где находился один из самых высоких фонтанов в городе. 

Сейчас «каскад» оказался разрушен. На месте бассейнов у кинотеатра «Арман» появился отель. Фонтаны на площади Абая, как и находившаяся там клумба, уничтожены во время строительства подземного паркинга под площадью. Также был закрыт в трубу Головной арык. Бассейн южнее площади пришёл в запустение, но был реконструирован в 2017 году. При этом вместо восстановления водостоков для наполнения бассейна с южной стороны бассейна была установлена батарея фонтанов, напоминающих формой отопительные радиаторы. Проход к нижнему фонтану у гостиницы оказался перекрыт появившимися там в 90-ые годы ресторанами. 

Последним в ансамбль площади вошёл Дворец политического просвещения. Спроектированный архитекторами Ю.Ратушным, О.Балыкбаевым, Т.Ералиевым, он был построен в 1982 году на смену старому зданию Политпросвета, где сегодня находится Казахконцерт. Центральная аудитория рассчитана на 1000 слушателей. 

Кадр из к/ф «Ритмы столицы», 1985 год

Помимо самого Политпросвета в комплекс вошли министерство мясомолочной промышленности и геологии. В архитектуре здания, несмотря на его исключительную брутальность, проявляются региональные черты, например, центральный портал дворца отсылает к порталам в исламских культовых сооружениях. Кроме того, над порталом был выложенный в ракушечнике элемент стилизованного декора. 

С монументальной архитектурой здания вступал в контраст просторный бассейн с ландшафтным островком. Так же в бассейне были установлены несколько фонтанов-одуванчиков. 

Всё благоустройство перед Дворцом и один из боковых корпусов, бывшее министерство мясомолочной промышленности, разрушены в 2016 году. На месте фонтана появится площадь с уже сухими фонтанами, а боковой корпус будет построен заново. Его новая архитектура должна отсылать к прежнему зданию.

Несмотря на все архитектурные и градостроительные достижения, вложенные в проект реконструкции проспекта, в современности от его былого облика остались только самые общие черты. Отсутствие регуляции и надзора спровоцировало множество небольших и хаотичных изменений в его облике, вылившихся в итоге в практически полную деградацию ансамбля. Хаотичное остекление балконов и многочисленные пристройки к первым этажам превратили проспект в подобие бразильских фавел, где самые разные по стилю и форме постройки свалены друг на друга. Вместе с тем от ансамбля площади Абая сохранились лишь отдельные элементы, и те подверглись сильнейшим изменениям в своём облике. 

Подлинное восстановление исторического облика проспекта потребует огромных усилий и вложений. Но результат этого тяжёлого труда станет огромным достижением для города и обеспечит ему известность на общемировой волне борьбы за сохранение и восстановление архитектурного наследия.