В сентябре президент Касым-Жомарт Токаев снова поручил развивать Алматинский горный кластер, а затем уже премьер-министр Олжас Бектенов приказал в рекордные сроки признать его проекты критически важными. При этом в план развития горного кластера не входит проект горнолыжного курорта на Кок-Жайляу и пике Кумбель – Almaty Super Ski. Над ним работает Pas Grau International – компания, которая уже участвовала в разработке предыдущего проекта на Кок-Жайляу и обновила старый мастер-план курорта.«Власть» рассказывает, что уже известно об Алматинском горном кластере, как многие проекты уже обсуждались и разрабатывались ранее, а также почему эксперты опасаются, что их реализация будет непрозрачной.

Первый «критически важный» проект

В начале сентября премьер-министр Олжас Бектенов поручил в кратчайшие сроки актуализировать мастер-план развития Алматинского горного кластера.

Он также дал неделю на то, чтобы затем проекты мастер-плана были признаны критически важными для страны – до этого официально этот статус не присваивали никаким другим проектам, тем более в столь короткий срок.

Сами понятия «критически важные объекты» и «проекты общестранового значения» впервые появились в новом Бюджетном кодексе, который президент подписал весной этого года. Кодекс предусматривает, что такие проекты и объекты имеют приоритет при включении в инвестиционный план, и только на них внутри страны можно выделять трансферты из Национального фонда.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов отмечает, что присвоение проектам такого статуса формально открывает возможность для рассмотрения на уровне целевого трансферта из Национального фонда, но само по себе не означает автоматического выделения финансирования.

«Решение может быть принято только при соблюдении критериев и после прохождения предусмотренных процедур, технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, госэкспертизы и оценки фискальных рисков», – добавляет он.

Критически важные объекты, согласно Бюджетному кодексу, определяются по двум параметрам: их отключение в случае аварии грозит глобальными или региональными чрезвычайными ситуациями, или же это общегосударственные инфраструктурные объекты, которые обеспечивают долгосрочное экономическое и социальное развитие центров экономического роста.

Общестрановое значение присваивается проектам, которые обеспечивают экономическое развитие не менее двух областей или городов республиканского значения, или одновременно реализуются в масштабах страны, как, например, проект “Комфортные школы”.

Для того, чтобы проект был признан «критически важным для страны», необходимо серьёзное обоснование, включающее наличие многих критериев, обращает внимание Ажар Джандосова, общественная активистка и член инициативной группы «Сохраним Кок Жайляу». В том числе, по ее словам, требуется стратегическая и комплексная экспертиза проекта с оценкой инвестиционной привлекательности и экономической эффективности.

Она отмечает, что история реализации «прорывных проектов» в Казахстане показала, что их высокий статус и громкие названия были скорее придуманы для получения бюджетного финансирования без оценки рисков, и в итоге это финансирование «утекло в песок, не оставив после себя никаких устойчивых результатов».

«Жители Алматы пока не понимают, в чем “критичность и приоритетность” развития элитных горнолыжных курортов на фоне непрекращающихся коммунальных и транспортных кризисов в городе и с учётом антирейтингов по качеству воздуха», – говорит Джандосова. 

«В каком виде существует проект Алматинского горного кластера, кто и как проводит экспертизу? Реально ли это сделать в течение отведённых правительством 7 дней?», – также задается вопросом она. 

После признания критически важными и общестрановыми премьер поручил вынести проекты горного кластера на республиканскую бюджетную комиссию.

Рысмамбетов поясняет, что пока это означает только включение проектов в контур планирования и определение возможных источников финансирования.

«Реальное распределение средств осуществляется позже, после готовности ПСД и завершения экспертиз. Это стандартная последовательность для крупных проектов», – отмечает он.

В министерстве туризма и спорта «Власти» сообщили, что работа по подготовке концепции и проектно-сметной документации Алматинского горного кластера «находится в активной стадии». Разработку концепции планируется завершить до конца 2025 года, а проектно-сметную документацию – в июне 2026 года.

Технико-экономическое обоснование проекта центральной зоны горного кластера уже разрабатывается, на него выделили более 667 млн тенге.

Проект охватит участки Малоалматинского ущелья и прилегающих к нему локаций, включая направление к пику Нурсултан, урочище Сухой лог, ущелья Кимасар, Бутаковка, Котырбулак, район горнолыжных комплексов «Пионер», «Алматау», водораздел ущелья Левый Талгар, а также район горнолыжного комплекса «Oi-Qaragai», урочище Ой-Карагай и горнолыжного курорта «Табаган».

Тендер на разработку выиграло ТОО «КИТНГ» – Казахстанский институт транспорта, нефти и газа, в основном занимавшееся до этого инфраструктурными проектами в нефтегазовой сфере.

В техзадани прописано, что проектировщик должен предоставить не менее двух различных вариантов реализации центральной зоны Алматинского горного кластера, учитывая пропускную способность и прогнозируемое количество туристов.

Джандосова напоминает, что технико-экономическое обоснование должно предполагать наличие нулевого варианта развития территории и оценку возможного ущерба. Такая возможность в техзадании к ТЭО не прописана.

«Похоже, что в нашем правительстве не хотят этого признать и всеми путями пытаются обойти эти предпроектные стадии, просто переименовывать проекты, присваивая им высокие титулы», – считает она.

Джандосова отмечает, что общественность вправе требовать, чтобы проект Алматинского горного кластера, как комплексная программа развития региона, прошел стратегическую экологическую оценку:

«И чтобы эта оценка была обнародована, представлена публично и обсуждена до того, как из бюджетов республики и города или Нацфонда будут выделены сотни миллиардов тенге на преобразования территории нацпарка в парк развлечений для состоятельных туристов».

В техзадании к ТЭО горного кластера также указано, что для совместной работы над проектом проектировщик «обязуется привлечь зарубежную консалтинговую компанию с подтвержденным международным опытом, включая опыт разработки мастер-планов, в том числе в Казахстане».

Известно, что проектным офисом для реализации Алматинского горного кластера станет компания Kazakh Tourism Development (KTD), входящая в структуру холдинга «Байтерек», ее возглавил Ержан Еркинбаев – экс-вице министр туризма и экс-директор горнолыжного курорта Шымбулак.

До этого в 2018 году мастер-план развития горного кластера уже заказывали Almaty Mountain Resorts, компании, разрабатывавшей ТЭО для курорта Кок-Жайляу, который впоследствии отменили. Тогда на мастер-план выделили почти 100 млн тенге, партнером была австрийская компания Masterconcept. А еще раньше «Системный план развития горнолыжной зоны города Алматы» уже разрабатывала канадская компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. 

Проект, разработанный Ecosign Mountain Resort Planners Ltd., фото с сайта компании

Кок Жайлау вне плана

Ажар Джандосова отмечает, что, если по проекту Алматинского горного кластера общественности показали проект «Комплексного плана развития», то по Almaty Superski, который затрагивает урочище Кок-Жайлау и пик Кумбель, нет ничего публичного.

«Но, похоже, именно на горнолыжный элитный курорт на Кок-Жайлау делается самая большая ставка в создании алматинского прорывного “Куршевеля”», – отмечает она.

Проект Almaty Superski, который в мае презентовали премьеру Олжасу Бектенову как часть проекта горного кластера, не входит план его развития, в Минтуризма пояснили, что это отдельная инициатива. При этом проект еще согласовывают с госорганами и потенциальными инвесторами, и его окончательные параметры, включая объёмы инвестиций, прогнозируемые налоговые поступления, будут определены после завершения всех согласований. 

Вечером 25 сентября в правительстве сообщили, что совет директоров Kazakh Tourism Development Ltd. утвердил обновленный мастер-план проекта Almaty Superski.

Компания Pas Grau International (PGI), совместно с которой его разрабатывают, уже участвовала в разработке проекта курорта на Кок-Жайлау в 2014 году.

При утверждении проекта Томас Тор-Енсен, операционный директор PGI, упомянул это:

«Сам проект – то, что мы пытались реализовать при обновлении мастер-плана с 2014 по 2025 год – заключается в использовании новых технологий, потребляющих меньше воды и электроэнергии, а также в защите окружающей среды и обеспечении устойчивости».

Президент PGI Жоан Виладомат, представлявший концепцию курорта ранее в мае, также уже выступал консультантом по проекту Кок-Жайляу в 2014 году – до того, как под давлением общественности проект курорта в урочище пересмотрели и уменьшили масштабы застройки в девять раз, а протяженность лыжных трасс - в два раза.

Сейчас по проекту Almaty Super Ski озвучиваются ровно те же цифры, что и по проекту Кок Жайляу в 2014 году: более 65 км трасс и 5 тысяч рабочих мест, кроме того, тогда в проекте так же, как и сейчас, предусматривались трассы на пике Кумбель. 

В Минтуризма сообщили «Власти», что финансирование этого проекта предположительно будет осуществляться через Банк развития Казахстана.

В конце августа стало известно, что оператором проекта Almaty Superski станет холдинг «Байтерек».

По словам финансового консультанта Расула Рысмамбетова, привлечение таких институтов квазигосударственного сектора предполагает использование инструментов, которые формально находятся вне республиканского бюджета, но фактически несут государственные риски.

Так, по его словам, через квазигоссектор может создаваться дополнительная долговая нагрузка. Кроме того, возможна недооценка капитальных и операционных затрат, включая инженерные и экологические ограничения. Возможны и риски, связанные с неопределенностью трафика и платёжеспособности пользователей, валютные риски при несовпадении валют затрат и доходов.

«Для снижения рисков необходимы публичные паспорта проекта – цели, стоимость, этапы, KPI, раскрытие параметров финансовой модели и проведение экологических и общественных экспертиз», – уверен эксперт.

Ажар Джандосова также обеспокоена тем, что проект может реализовываться без достаточной возможности общественного контроля.

«То, что этим проектом будет управлять холдинг “Байтерек”, сразу вызывает подозрения в том, что проект будут стараться продвигать всеми возможными путями на самом высоком уровне, но максимально непрозрачно, в обход стандартных тендерных процедур и фактически обходя требования Экологического кодекса», – считает она. 

фото Жанары Каримовой

Ошибки в плане и расчеты без прогнозов

В самом документе Комплексного плана развития горного кластера, который был опубликован на портале Открытых НПА, в части бюджета были допущены неточности: из него было неясно, на какие конкретно проекты развития горного кластера пойдут средства из республиканского бюджета.

В министерстве туризма и спорта «Власти» пояснили, что непосредственно на строительство и ввод в эксплуатацию подвесных канатных дорог и трасс из республиканского бюджета планируется выделить 167,7 млрд тенге.

Часть средств также будет выделена на инфраструктурные проекты.

4 млрд тенге из бюджета республики планируется выделить на реконструкцию и расширение водопроводных сетей частного курорта «Шымбулак». В Минтуризма при этом пояснили, что его инженерные сети находятся на балансе государства.

«Капитальная реконструкция магистральных сетей, имеющих надмуниципальное значение для всего горного кластера и туристского потока, предусмотрена за счет республиканского бюджета. Коммерческие объекты – за счёт частных инвестиций», – заявили в министерстве, добавив, что сам комплексный план пока находится в финальной стадии согласования, и цифры еще могут быть уточнены.

Часть средств из городского бюджета Алматы также будет направлено на разработку проектов для реконструкции водопроводных и электрических сетей «Шымбулака». В акимате Алматы пояснили, что это проектирование финансируют из-за планов строительства новых канатных дорог в направлении пика Нурсултан и урочища Сухой Лог.

«Указанные объекты напрямую связаны с инженерной инфраструктурой курорта Шымбулак и требуют модернизации систем электроснабжения, с целью обеспечения надёжной и бесперебойной работы», – сообщили в акимате.

Здесь также ответили, что не рассматривают передачу территории Алматинского горного кластера городу, а сама территория входит в зону ответственности Иле-Алатауского государственного национального парка.

«Для реализации инфраструктурных проектов планируется заключение договора о совместной деятельности между государственными органами и администрацией национального парка», – сообщили в ведомстве.

Еще на этапе обсуждения плана на сайте Открытых НПА свою критику высказала Национальная палата предпринимателей «Атамекен». В палате призывали доработать его и, в том числе обосновать финансовые расчеты по проектам и прогнозам туристических потоков.

По данным Минтуризма, развитие Алматинского горного кластера предусматривает существенный рост налоговых поступлений – с 91,5 до 185,9 млрд тенге в год. При этом в ведомстве не привели детальные расчеты по конкретным проектам, на которых основаны эти прогнозы.

«Вклад каждой отдельной канатной дороги в структуру налоговых поступлений будет зависеть от объёмов перевозок, тарифной политики, сопутствующих сервисов (прокат, общепит, гостиницы) и загрузки курорта, поэтому расчёты ведутся в совокупности по проекту», – сообщили в министерстве. 

Так, например, планируется, что налоговые поступления в бюджет от туристического кластера Aqtas – новой точки курорта Oi-Qaragai в Алматинской области, где уже функционирует гондольная канатная дорога и планируется строительство ресторана и других объектов, составят около 1,6 млрд тенге.

В министерстве также не стали подробно отвечать на вопросы о том, как будут распределяться налоговые поступления от Алматинского горного кластера, сообщив лишь, что распределение будет «в соответствии с действующим налоговым законодательством». 

Старые новые проекты

В план развития горного кластера входит несколько канатных дорог, соединяющих ущелья, существующие и планируемые горнолыжные базы, а также – новые трассы для катания. Одну из канатных дорог планируют протянуть на пик Нурсултан – на высоту более 4 тыс метров над уровнем моря, восхождение сюда требует специальной подготовки и снаряжения. На этом пике также планируют проложить новые трассы для катания и на частные инвестиции построить пункты общепита.

В министерстве туризма и спорта «Власти» не ответили, какие конкретные инвесторы планируют строить коммерческую инфраструктуру Алматинского горного кластера.

«По вопросам коммерческой инфраструктуры на пике Нурсултан, в Сухом Логе, а также на участках “Бутаковка – Пионер” и “Бутаковка” в действующей редакции комплексного плана развития предусмотрено финансирование за счет частных инвестиций, однако перечень конкретных инвесторов будет определен после утверждения плана и завершения переговоров», – сообщили в министерстве.

Канатная дорога до пика Нурсултан и строительство там дополнительных трасс уже планировались руководством курорта Шымбулак на 2023 год, однако тогда работы так и не начались. Тогда же сообщалось о разработке других проектов, включенных в этом году в план развития горного кластера: новая зона катания в Кимасаровском ущелье и трассы в Сухом Логу, на тот момент проекты обсуждались с потенциальными инвесторами.

При этом в марте этого года гендиректор Шымбулака Ринат Абдрахманов уже рассказывал подробно о том, что планируется на некоторых из этих участков. По его словам, в Сухом Логе помимо канатной дороги и 6 километров трасс появится искусственное озеро.

В Минтуризма также сообщили «Власти», это строительство горной деревни Медео-Шымбулак рассматривается самим курортом. В нее будут входить объекты туристской и сервисной инфраструктуры: размещение, питание, досуговые и спортивные зоны, объекты обслуживания лыжников и сноубордистов.

Об этом проекте руководство курорта тоже уже рассказывало: в деревне Шымбулак предполагается построить три гостиничных комплекса на более 110 классических номеров и более 100 апартаментов. Предполагается, что, выходя из отелей, лыжники смогут сразу попасть на трассу, и после катания спуститься сразу в отели.

В горной деревне «Медеу» планируется два гостиничных комплекса на более чем 60 номеров и четыре вида апарт-отелей с более чем 450 апартаментами. Около 60 тыс квадратных метров апартаментов планируется продать частным инвесторам, сообщало издание «Курсив».

Некоторые объекты плана развития горного кластера уже строятся частными инвесторами. Это Medeo Park Hotel, который строит компания Кайрата Боранбаева, Ski and Spa Resort в ущелье Горельник, который строит компания Ерлана Кожасбая частично на заемные средства от Банка развития Казахстана.

Кроме того, в план развития горного кластера включено благоустройство троп в Иле-Алатауском нацпарке, однако в него не входит Большой Заилийский маршрут протяжённостью более 1200 километров от Чарынского каньона до петроглифов Танбалы – «Алатау Аманаты» – его отдельно реализует KazAlpineClub совместно с акиматами Алматы и области, Минтуризма и партией Amanat.

Если центральная зона горного кластера, относящаяся к городу Алматы, расписана в плане развития относительно детально, то проекты, касающиеся Алматинской области отнесены в раздел «прочее» и расписаны менее подробно. По плану областной акимат должен разработать до 2029 года концепцию развития Каскеленского ущелья, которая обозначена как «семейный туризм и природная гармония» и Тургенского – «туризм для искателей приключений и спортивных энтузиастов».

В акимате Алматинской области тем не менее анонсировали больше масштабных проектов, как, например, расширение курорта Oi-Qaragai в десять раз с инвестициями более 83,2 млрд тенге, и модернизация «Ак-Булака» – сообщалось, что в рамках развития горного кластера подписан меморандум с вьетнамской компанией CrystalBay и ТОО «Кипрос» (контролируется бизнесменом Тимуром Кулибаевым и его семьей), инвесторы намерены построить гольф-клуб и расширить гостиничный комплекс, вложив 233 млрд тенге.

Акимат области также сообщал о 170 млн тенге инвестиций в парки «Көлсай көлдері» и «Іле-Алатау».

В августе часть этих проектов обсудили с представителями министерства иностранных дел. В районе Чёрного каньона ТОО «ASK Capital» планирует создать туристическую зону со стеклянным мостом, зиплайном протяженностью 420 метров, глэмпингом и другими объектами, размер инвестиций – 1,5 млрд тенге.

Между Кольсайскими озерами также планируется построить канатную дорогу, этот проект реализует ТОО «Компания Строй Индустрия», объем инвестиций – 15 млрд тенге.

Еще один стеклянный мост планируется построить уже под Алматы – на Большом Алматинском озере, его реализация может обойтись в $5 млн, и для проекта ищут инвестора.

При этом в документ Комплексного плана развития горного кластера, который в феврале был опубликован для обсуждения, ни один из этих проектов не включен.

Большие секретные преференции

В Минтуризма не ответили на вопрос о том, какие конкретные преференции будут предоставлены инвесторам по нынешним проектам Алматинского горного кластера.

Тем не менее, в ведомстве отметили, что при создании новых производств с объёмом инвестиций свыше 2 млн МРП возможно освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет, нулевой коэффициент к ставкам земельного налога на 10 лет и освобождение от уплаты налога на имущество на 8 лет.

«При расширении или обновлении действующих производств с объёмом инвестиций свыше 5 млн МРП возможно освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога на 3 года.Также инвесторы могут быть освобождены от уплаты НДС при ввозе оборудования в Казахстан», – добавили в Минтуризма.

При этом решение о подаче заявки на получение преференций остаётся за инвестором, а сведения о конкретных получателях таких льгот относятся к информации ограниченного доступа.