Национальный Банк Казахстана, несмотря на озвученное ранее решение приостановить внедрение стандартов Базель III, в частности, требования по повышению собственного капитала банков, заявляет, что все идет на запланированном уровне. Такую информацию финансовый регулятор предоставил в ответе на официальный запрос Vласти.
В 2014 году председатель Нацбанка, тогда еще Кайрат Келимбетов, говорил о постепенном повышении требований к размеру капитала банков второго уровня с 10 млрд тенге до 100 млрд тенге по следующей схеме: с 2016 года - до 30 млрд тенге, с 2017 года — до 50 млрд, с 2018 году — до 75 млрд и с 2019 года — до 100 млрд тенге. Он предполагал, что такие высокие требования к соответствующему периоду смогут выполнить всего порядка 15-20 банков.
«Это не значит, что мы закрываем другие банки, у других банков за этот период есть возможности либо интегрироваться, либо консолидироваться. Процессы консолидации будут происходить. Безусловно, что выделится какая-то группа лидеров и будет группа средних банков, которая будет, наверное, лидировать в своих каких-то определенных нишах, например, в ипотеке, потребительском кредитовании. Но крупные банки будут, безусловно, конкурировать со своими коллегами из других стран», — говорил в 2014 году Келимбетов.
В середине февраля 2016 года в ходе интернет-конференции нынешний председатель Нацбанка Данияр Акишев сообщил, что его ведомство продолжит поэтапно переходить на стандарты Базель III, но при этом подчеркнул, что в рамках контрцикличного регулирования отменено требование по увеличению собственного капитала банков с 10 до 100 млрд. тенге.
В начале сентября Акишев на расширенном заседании правительства с участием главы государства подтвердил, что «Национальный Банк был вынужден заморозить ранее принятые решения по внедрению стандартов Базель III, в частности, требования по повышению собственного капитала банков». Но он также добавил, что «подобное положение лишь усугубляет ситуацию и отбрасывает банковскую систему на несколько лет назад, что недопустимо на таком конкурентном рынке».
«Новые цифровые технологии и инновации могут кардинально изменить правила игры и привести к еще большему смещению существующего банковского сектора на периферию международных тенденций. Нам нужно иметь современный и высокотехнологичный национальный банковский сектор, который позволит стране самостоятельно решать свои экономические задачи», - подчеркнул несколько месяцев назад главный банкир страны.