Программа «Новое британское кино» в рамках кинофестиваля Clique продолжилась мелодрамой Эндрю Хэя «45 лет», удостоенной двух «Серебряных медведей» за лучшую мужскую и женскую роль на прошедшем в феврале Берлинале.
Как и большинство картин, представленных в рамках Clique, «45 лет» затрагивает тему прошлого, однако, если «Мистер Холмс» был своего рода исследованием на тему одиночества, то картина Эндрю Хэя, напротив, препарирует тему семейных отношений, которые подверглись испытанию в тот момент, когда, казалось бы, все страсти, разногласия и притирки должны были остаться в прошлом.
В центре сюжета пожилая семейная пара – Кейт и Джефф Мерсеры. Кейт с головой погрузилась в хлопоты по организации торжества, посвященного 45-й годовщине их свадьбы с Джеффом. Однако, сам Джефф озабочен совсем другим. Он получает сообщение о том, что в Швейцарии было найдено тело его первой любви - Кати, которая погибла в результате несчастного случая. Призрак Кати становится угрозой для тихой идиллии Мерсеров и заставляет Кейт задаться вопросом: а не была ли вся их почти полувековая совместная жизнь попыткой Джеффа компенсировать то, что он навсегда потерял в Альпах.
Сравнения «45 лет» с фестивальным хитом Михаэля Ханеке «Любовь», которые встречаются во многих отзывах к фильму Эндрю Хэя, далеко не случайны. Так же, как и Ханеке, Хэй создал весьма тонкую и чувственную историю, в которой тема любви, брака и самопожертвования. И тут, и там тема смерти является катализатором в отношениях главных героев. Однако, ни в коем случае нельзя сказать, что Хэй попытался копировать своего немецкого коллегу или паразитировать на психологизме «Любви».
Если Ханеке буквально запер зрителя в одной квартире с персонажами своей картины и создает герметичное и интимное пространство для своей драмы, то в героях «45 лет» очень явственно показан контраст, как характеров, так и образа жизни супругов.
С первых минут фильма, становится понятно, что Кейт является локомотивом в семейных отношениях. Она в одиночку взваливает на себя все приготовления к годовщине, пытается вытащить Джеффа на прогулку, а узнав о Кате, искренне пытается понять и по возможности помочь своему супругу разобраться с его чувствами, на какое-то время переступив через собственные.
Шарлотта Рэмплинг мастерски создает образ жены, которая после 45 лет брака, вдруг осознает вероятность, что вовсе не она – главная женщина в жизни своего супруга. Все её попытки дистанцироваться от этой мысли, разрушает Джефф. И тут нельзя не обратить внимание насколько тонко актрисе удалось передать противоречивые чувства своей героини. С одной стороны, Кейт понимает, что ревновать к отношениям 50-летней давности глупо, но с другой – она не может с этим смириться. При этом Хэй не портит свою картину театральной надрывностью и женскими истериками, Кейт до последнего сохраняет самообладание и лишь в кульминационной сцене, Рэмплинг удается без слов и слез передать всю палитру эмоций, которые тревожили ее героиню на протяжении всей истории.
В какой-то момент, может показаться, что исполнитель роли Джеффа Том Кортни остается на втором плане. Драма его героя не менее сложна и запутана, чем линия Кейт. Именно через Джеффа, зритель невольно вспоминает о своей первой любви и осознать, как она отразилась на всех его дальнейших отношениях. Внезапно возникший призрак Кати, будто пробуждает героя от спячки, в которой он находился многие годы и заставляет его переосмыслить и переоценить не только свой брак, но и все другие взаимоотношения с людьми. Кажется, что его одержимость вот-вот перейдет в безумство, однако, в конечном итоге, герой приходит к внутреннему катарсису, который изливается в финальный монолог. Вот тут Хэй дает слабину и позволяет одному из своих героев сорваться на эмоции. И едва ли кто-то сможет сказать, что Кортни хоть в чем-то уступил своей экранной супруге.
«45 лет» - кино противоречивое, ориентированное на довольно узкую аудиторию, которая не только оценит блестящий актерский тандем Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни, но еще и сможет прочувствовать удивительно тонкий мир семьи, которая не скреплена обязательствами перед детьми и внуками, но готова совместно пережить, возможно, последний кризис в их отношениях.