Завтра в казахстанский прокат выходит новая картина братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь». Программный директор кинофестиваля Clique Борис Байков рассказывает, как в этот раз смеялся братский тандем режиссеров.
Производство: Великобритания, США, 2016
Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн
Актеры: Скарлетт Йоханссон, Ченнинг Татум, Тильда Суинтон, Рэйф Файнс, Джордж Клуни, Джона Хилл, Джош Бролин, Дольф Лундгрен, Клэнси Браун, Дэвид Крамхолц
Ограничение по возрасту: до 18 лет
Премьера в Кзахстане: 3 марта, 2016
Борис Байков, специально для Vласти
Творчество Коэнов можно разделять не по качеству исполнения - с этим у них всегда порядок - а по характеру смеха. Гомерическим он был в "Большом Лебовски" и в "О, брат, ты где?". Сардоническим – в "Нетерпимой жестокости" и в "После прочтения сжечь". Порой он оставался всего лишь легкой разрядкой в напряженном разговоре ("Фарго", "Старикам тут не место"), а смех "Внутри Льюина Дэвиса" оказался неожиданно горьким. Зрители фильмов внутри фильма "Да здравствует Цезарь" смеются так охотно, громко и долго, что публика в зале им немного завидует. Кажется, в отличие от нее, они смотрят действительно смешные картины.
Действие фильма происходит в рамках одного дня и одной исповеди Эди Маникса (узнаваемый Джош Броллин), который жалуется священнику, что работа в шоу-бизнесе развращает его, заставляя то курить, то врать жене, что бросил. Находясь за кулисами империи грез, он решает разнообразные проблемы Голливуда 50-х: от моральных (насколько корректно в сценарии прописан Божий сын, например) и криминальных (выкупая похищенного коммунистами Джорджа Клуни), до интимных (как быть с очередной внеочередной беременностью слащавой блондинки (Скарлет Йохансон)? Одновременно с этим он пытается понять, нужна ли ему такая жизнь и пора ли что-то в ней менять.
Историческое, а возможно и биографическое отклонение: более 20 лет назад, в "Бартон Финке" талантливый, молодой писатель из Нью-Йорка с ужасом обнаружил в Лос-Анджелесе не фабрику грез, а индустрию инфернального Зла. Точка зрения в "Да здравствует Цезарь" иная - не новичка, а ветерана, не первооткрывателя, а местного, поэтому и видит он вокруг не Ад, а что-то вроде хаоса в комнате ребенка - досада, конечно, но не расстраиваться же из-за этого. Неизвестно, являются ли Бартон и Маникс экранными альтер-эго братьями и фиксируют ли они их молодыми, при этом непримиримыми и постаревшими, но готовыми на компромисс (разница в четырех Оскарах), но интонация рассказа здесь чересчур добрая: перед нами первый фильм Коэнов, в котором нет ни одного убийства, ни одной смерти.
Можно порадоваться за красивый и хорошо знакомый актерский ансамбль (еще одно раздвоение личности Тильды Суинтон, еще одна самка от Скарлетт, еще один педант от Ральфа Файнса). Можно усмехнуться пару раз фильмам в фильме, можно даже задаться вопросом - к чему это все? И найти ответ: затем, чтобы принимая решения, мы доверялись только своему внутреннему голосу. Этой мыслью и общим подвешенным состоянием жизни главного героя фильм напоминает другую картину Коэнов - "Серьезного человека", но сильно проигрывает ей с точки зрения драматургии. Там обыватель попадал в экзистенциальный кризис, а оттуда к сексуальной соседке, опиатам и религиозному опыту священников, другими словами - оказывался в экстренных обстоятельствах, тут же герой, находясь внутри перенасыщенного событиями Голливуда, решает на самом деле весьма обыденные вопросы - неужели кого-то можно удивить заикающимся актером, назойливыми журналистками или беременеющей от первого встречного нимфой?
Странно, но факт: они сняли свою самую безобидную, пушистую комедию про самый циничный, жестокий из миров.