Дон Тапскотт – исполнительный директор программы «GlobalSolutionNetworks» в Школе менеджмента имени Ротмана Университета Торонто; соавтор книги «Макровикиномика».
Если вы руководите крупной организацией и заботитесь о том, как улучшить мир, задумайтесь: какое участие вы будете принимать в глобальных сетях принятия решений, которые все больше стремятся к решению мировых проблем?
Глобальная сеть принятия решений – это группа независимых структур, объединившихся вокруг глобальной проблемы или задачи, которую все считают важной и которую нельзя решить в одиночку. Такие структуры становятся сетью, когда начинают взаимодействовать друг с другом и стараются координировать свои действия, чтобы продвинуться дальше. А не работают в одностороннем порядке и не соревнуются (в отличие от поведения компаний в условиях рыночной экономики).
Случаи объединения усилий по решению общих проблем, конечно, происходили и в прошлом. В бизнесе одним из хороших примеров можно назвать сети стандартов. Но самые большие социальные и экономические проблемы решались при объединении стран. Модель глобального сотрудничества была разработана после Второй Мировой Войны. Тогда представители 44 стран встретились в Бреттон-Вудсе. Их совместная работа затем привела к созданию Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Объединенных Наций, «Большой восьмерки», Всемирной торговой организации и многих других.
После того, как эти внутригосударственные институты заняли свое место в системе решения проблем, было уже трудно представить другие способы отвечать масштабным социальным вызовам, а также решать те проблемы населения, которые - как однажды сказал бывший госсекретарь ООН Кофи Аннан - не должны привязываться к национальному паспорту. Но с течением времени пришло понимание, что этим институтам не под силу решать некоторые задачи. И во многих сферах развитие остановился.
Есть два главных достижения, которые за последние десятилетия помогли создать основу для новой модели. Во-первых, для участников любой величины (и даже обычных людей) интернет создал условия, в которых можно общаться, вкладывать ресурсы и координировать действия. Нам больше не нужны правительственные чиновники, чтобы мы могли собраться и совместно обсудить общие цели и задачи.
Во-вторых, бизнес-структуры получили возможность – в соответствии со своим международным статусом и усиливающемся желанием делать что-то полезное – играть важную роль в глобальных совместных усилиях. За столом в Бреттон-Вудсе не было представителей бизнеса. Но сегодня корпорации часто сотрудничают с другими сферами с целью решения проблем, связанных с устойчивостью, социальной справедливостью и общественным благополучием.
Глобальные сети принятия решений приводят к началу сотрудничества, организации процесса управления и решению проблем. Благодаря им процессы идут быстрее, чем в любой другой внутриправительственной структуре. А если вы сомневаетесь, давайте рассмотрим, как две модели справляются с решением проблемы изменения климата. Внутриправительственные институты мобилизовали свои силы, встретившись в Канкуне, Копенгагене и Рио. Тем не менее, им не удалось выработать единый план даже касательно сокращения выбросов углеводорода на 6 процентов. Тем временем, 20 миллионов людей присоединились к проекту под названием «ClimateRealityProject», а также к другим само-организованным сетям, и уже предпринимают меры. У кого же из них получится лучше решить проблему и спасти планету?
По мере того, как увеличивается разнообразие глобальных сетей (в рамках исследования в Школе менеджмента Ротмана их насчитали 10 видов), сфера бизнеса находится в идеальных условиях, чтобы сыграть интегрирующую роль. Задача ясна: «Теперь нужно думать стратегически, чтобы решить, где принять участие и как. Будет ли ваша организация действовать сама по себе, пытаясь решить те проблемы, которые можно решить в одиночку? Или нужно присоединиться к борьбе, происходящей в международном масштабе, и сделать мир значительно лучше?».
Источник: Harvard Business School Publishing Corp.