Сара Диллард – президент консалтинговой компании «SPDAdvisory». Ванесса Липшиц – руководитель направления грантового финансирования «JacobsonFamilyFoundation»
Амбициозным молодым женщинам, которые надеятся однажды иметь крупный бизнес, часто советуют идти вверх по карьерной лестнице следующим образом: получить степень бакалавра в самом престижном университете, каком возможно, степень MBA в хорошей бизнес-школе и устроиться на работу в известную консалтинговую компанию или банк. А затем уже прыгать из компании в компанию, переходя на более высокие должности с высокой степенью ответственности.
Мы решили проверить, на сколько работает данная стратегия, путем анализа карьерных достижений 24 женщин, возглавляющих компании из списка журнала «Fortune». Результаты нас удивили.
Большинство женщин – руководителей компаний в списке «Fortune» - не прыгали по «конкурентной карьерной лестнице». Только трое работали в консалтинговой фирме или банке. Более 20% начали работать сразу после школы в компаниях, которыми сейчас и руководят. Свыше 70% провели в компании, которую теперь возглавляют, более 10 лет.
Средний период пребывания женщин-руководителей – 23 года, которые они провели в одной компании, которую затем и возглавили. Мы провели случайную выборку из мужского списка «Fortune» и обнаружили, что средний срок пребывания мужчин – 15 лет. Получается, что для женщин продвижение вверх по карьерной лестнице происходит на 50% дольше, чем для их коллег-мужчин. Более того, 71% женщин-руководителей продвигали по службе в виду их долгой службы. В то время как среди мужчин данный показатель составляет только 48%.
Почему же существует такая разница? Оптимистичное объяснение – благосклонно настроенные организации, сильные наставники или личные качества. С другой стороны, данные различия также могут быть результатом корпоративных структур, которые относятся к женщинам менее благоприятно, как и предвзятого отношения к должностным повышениям, а также штрафов за уход в декрет.
Корпоративная культура имеет значение. Недавнее исследование международной консалтинговой компании «Bain» показывает следующую тенденцию: при поступлении на работу женщины в своих амбициях и уверенности соответствуют или даже превосходят мужчин. Но на середине карьерного пути, хотя амбиции и самоуверенность мужчин сохраняются, стремления женщин резко снижаются. Получается, что у компании, которая мотивирует своих сотрудниц, больше шансов добиться долгосрочного пребывания сотрудника.
Давайте вернемся к стандартным советам о том, как продвигаться по карьерной лестнице. Только две женщины (и только 4% мужчин), возглавляющих компании из списка «Fortune», имеют степень бакалавра в каком-либо из университетов Лиги плюща (старейших высших учебных заведений США). У трех четвертых мужчин и женщин в резюме нет данных о работе в банковской или консалтинговой сфере. Лишь 25% женщин и 16% мужчин имеют степень MBA в престижных университетах.
Так что рекомендации по руководству крупными компаниями для молодых женщин возможно стоит пересмотреть. Тем не менее, есть что-то вдохновляющее в том, что молодые женщины – не смотря на свое образование – могут посвятить себя компании, усердно работать, показывать себя на различных позициях и продвигаться вверх по карьерной лестнице. Женщины-руководители из списка «Fortune» не посещали лучшие школы и не устраивались сразу на престижную работу. Но им удалось найти хорошее место работы, где они затем смогли продвинуться дальше.