Интервью брала Элисон Берд — главный редактор «Harvard Business Review»
Уже в 16 лет Пеле стал звездой футбола. А в последующие четыре чемпионата мира превратился в настоящую легенду спорта. Забив 12 голов, он привел Бразилию (в которой в этом году проводится чемпионат) к трем победам. Сейчас ему 73. По его словам, он любит три вещи: семью, футбол и своих болельщиков. Последняя книга легендарного футболиста называется: «Why Soccer Matters?» — «Почему футбол имеет значение?»
— Вы были звездой во всех командах, в которых играли. Считали ли вы себя также их лидером?
— Я никогда не хотел быть лидером. Но всем известна моя история. Все получилось само собой. Все внимание было приковано ко мне. А я лишь пытался передать все лучшее другим игрокам. Я хотел донести до них то, что по моему мнению, было важно в жизни. Наши тренера уходили с поля. А у меня были хорошие отношения с ними, потому что они давали свободу действий. Но иногда поле оказывается слишком большим. Им трудно общаться с игроками. И тебе приходится помогать передавать те или иные сообщения, организовывать команду и быть лидером.
— Но вы никогда не были капитаном команды.
— Нет. Журналисты на пресс-конференциях спрашивали меня об этом. А я говорил им: «Послушайте, мне не нужно быть капитаном. Если уже есть игрок, который является капитаном, значит — у нас целых два лидера в игре».
— Как вы помогали тренировать ваших товарищей по команде?
— В мой первый год в ФК «Нью-Йорк Космос», у нас было много молодых игроков. Не знаю, хотели ли они таким образом просто осчастливить меня или боялись меча, но мне им пришлось сказать: «Не нужно передавать каждый мяч мне. Мы должны играть в команде».
— Почему после ухода на пенсию вы затем вернулись, чтобы играть за «Космос»?
— Первый раз, когда я ушел на пенсию, Бразилия выиграла чемпионат мира 1970-го года. Я был лучшим игроком на тех соревнованиях. Но следующие соревнования должны были проходить через несколько лет. Поэтому я сказал: «Нет, я больше не собираюсь играть». Затем меня много раз приглашали в другие команды — «Реал Мадрид», «Барселона», «Милан», «Бавария» Мюнхен. В Соединенных Штатах футбол тогда только начал развиваться. И мой друг Стив Росс — президент компании «Warner Communications» — хотел внести свой вклад в его развитие. Они позвали меня. И я согласился, потому что играть там — это не то, что играть в Европе. Я вернулся, чтобы развивать футбол в той стране.
— Когда вы окончательно ушли из профессионального футбола, насколько трудно было адаптироваться?
— Было немного трудно первые два года — находиться вне поля, вне команды и вне толпы. Даже когда я играл с детьми в детских лагерях, университетах или больницах, мне не хватало всего этого. Потому что футбол был всей моей жизнью. Но я действительно много сделал. Да поможет мне Бог. И думаю, что это было подходящее время, чтобы остановиться.
— У вас было скромное прошлое. И слава пришла к вам в молодом возрасте. Как вы перенесли такой переход?
— У меня замечательная семья, которая поддерживает меня, когда я нуждаюсь в поддержке. Я всегда жил футболом, который я люблю. Я всегда был на публике, которую я тоже люблю. Конечно же, мне пришлось немного изменить свою жизнь и отказаться от некоторой уединенности. Но с годами я привык к этому.
— Многие люди жалуются на негативное влияние денег на спорт в наши дни. Должны ли у знаменитых игроков быть такие высокие зарплаты?
— Да, потому что футболист — это необычная профессия. В ней не проработаешь до 80 лет. Хорошие игроки, даже лучшие в мире, могут играть до 34-35. Максимум до 40. А затем им нужно жить нормальной жизнью. Проблема в том, как расходуются деньги. Сейчас — с телевидением и наличием спонсоров — некоторые команды и игроки зарабатывают много. Другие наоборот — ничего.
— Вы были представителем многих компаний. Как вы решали, какие выбрать?
— Когда компания выходит на меня, сначала я задаюсь вопросом, какой посыл она несет детям. Ко мне поступает много предложений сниматься в рекламе сигар, алкоголя и пива. Многие тренера и игроки принимают подобные приложения. Но я никогда не соглашусь представлять эти бренды, потому что они не несут пользы для молодежи.
— Вы продолжаете путешествовать по всему миру. Как вы расслабляетесь?
— У меня есть небольшая ферма в маленьком городке недалеко от Сан-Паулу. Там есть озеро, речка. Можно заниматься сельским хозяйством. Есть лошадь. Когда я устаю, то провожу неделю там. Это — идиллия.