Октябрь начался с новостей о крушении самолёта санитарной авиации близ Алматы, в котором двое опытных врачей направлялись на помощь роженице из Шымкента. По данному факту проводится расследование, создана спецкомиссия, которую возглавил вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр. Всю неделю многие казахстанские автовладельцы ощущали напряжение на рынке ГСМ, в некоторых регионах бензин продавался лишь по талонам. А закончилась неделя заявлениями президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева о вмешательстве Казахстана во внутренние дела страны.
Крушение самолёта санавиции
Во вторник вечером самолёт санитарной авиации, выполнявший рейс Алматы - Шымкент - Алматы, потерпел крушение. На борту находились профессор, врач акушер-гинеколог Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Талгат Патсаев, профессор, врач-реаниматолог Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней Жанибек Артыкбаев и трое членов экипажа: командир самолета Геннадий Цой, второй пилот Евгений Кутафин и техник Бейшибек Ахматбаев. Вылет осуществлялся на самолёте АН-28 авиакомпании «East Wing», согласно договору с Республиканским центром санитарной авиации.
Самолёт санавиации летел для оказания медицинской помощи родившей женщине, находящейся в тяжелом состоянии. На следующий день стало известно, что женщина и ребенок живы, но находятся в тяжелом состоянии.
Также в среду вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр, возглавивший спецкомиссия по расследованию причин крушения самолета АН-28, сообщил, что чёрный ящик самолёта АН-28 найден на месте происшествия. Однако самописец пострадал в результате крушения, поэтому он будет направлен в Москву для дальнейшего изучения специалистами Межгосударственного авиационного комитета. По данным авиаслужб, самолёт находился в постоянном снижении вплоть до столкновения с землёй.
Идея поквартирной оплаты за пользование общественным транспортом в Астане
В акимате Астаны предложили сделать общественный транспорт бесплатным для всех горожан и ввести единый сбор за развитие системы транспорта. А и.о. председателя правления «Астана-LRT» Жанна Акжанова предложила ввести в квитанцию об оплате коммунальных услуг тариф в 1,7 МРП (чуть меньше 4 тысяч тенге) с квартиры в качестве платы за проезд в автобусах. В понедельник руководитель управления пассажирского транспорта Астаны Бекмырза Игембердинов заявил, что вопрос введения поквартирной платы за пользование общественным транспортом не решен и является лишь предложением. При этом, отвечая на вопрос о том, из чего сложились расчеты, он заявил, что не готов ответить.
Алмазбек Атамбаев, президент Кыргызстана
В сентябре в Алматы президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел встречу с кандидатом в президенты Кыргызстана Омурбеком Бабановым. После чего МИД Кыргызстана вручил ноту протеста казахстанской стороне. Министерство выразило «недоумение в связи с прошедшей встречей» и расценило «широкое освещение казахстанской стороной данной встречи как попытку повлиять на выбор народа Кыргызстана и вмешательства во внутренние дела Кыргызской Республики». Позже Казахстан вручил ответную ноту протеста МИД Кыргызстана, где выразил «крайнее удивление реакцией министерства иностранных дел Кыргызской Республики».
В субботу президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев обвинил власти Казахстана во вмешательстве во внутренние дела республики. Атамбаев напомнил высказанные на встрече с Бабановым слова Назарбаева о том, что Кыргызстану нужен молодой президент. «Но самый старший кандидат на 20 лет моложе Назарбаева. А я — на 16 лет. И кому нужен молодой президент: нам или Казахстану? - заявил Атамбаев. Также он отметил, что «проведет честные выборы». Президент Кыргызстана дополнил, что Казахстану не нравятся демократические преобразования в стране. «ВВП Алма-Аты в пять раз больше, чем ВВП всего Кыргызстана. ВВП Казахстана больше ВВП Кыргызстана в восемь раз. И валовой продукт Казахстана в доходах в десять раз больше (валового продукта) Кыргызстана. Почему тогда пенсии Казахстана больше в полтора раза, а не в десять раз, и тарифы выше в пять раз? Потому что разворовывают богатство Казахстана», — заявил Атамбаев.
В ответ на его высказывания МИД Казахстана заявил «решительный протест и считает их недопустимыми в отношениях между двумя дружественными государствами». «Выражаем уверенность, что безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения в предвыборных целях президента Кыргызстана не смогут нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами. Казахстанская сторона остается приверженной курсу на развитие традиционно братских отношений с кыргызским народом», - говорится в сообщении министерства иностранных дел Казахстана.
Выборы в соседней стране пройдут 15 октября. За пост президента поборются 13 человек. При этом основными соперниками являются кандидат от президентской Социал-демократической партии Сооронбай Жээнбеков и бывший премьер Омурбек Бабанов.
Напряжённая ситуация на рынке ГСМ
В понедельник вице-министр энергетики Асет Магауов заявил, что высокий рост потребления, увеличение цен на бензин в России и девальвация тенге повлияли на увеличение цены на бензин марки АИ-92 и стали причиной дефицита топлива на рынке Казахстана. А заместитель генерального директора по операционному управлению нацкомпании «КазМунайГаз» Нуркен Мурзагалиев сообщил, что в компании прогнозируют цены на бензин марки АИ-92 на уровне 155-157 тенге за литр. И заверил, что лишь в ряде регионов продают бензин по талонам.
Позже в ходе заседания правительства министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что с завершением модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов, к декабрю Казахстан планирует снизить долю импорта ГСМ до 20% и стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Однако цена на бензин марки АИ-92 может и не снизиться. «Доля импорта увеличилась с 15% по бензину АИ-92 в период июль-август до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонты нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре, в связи с завершающимися работами по модернизации. И как следствие, ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен», - заявил Бозумбаев. В целом, за счет полной работы всех НПЗ в ноябре Минэнерго планирует снизить долю импорта по бензину марки АИ-92 до 30% в ноябре и до 20% в декабре.
В четверг в связи со сложившимся дефицитом ГСМ в городе Алматы акимат города совместно с министерством энергетики предпринял ряд конкретных мер для того, чтобы выйти из ситуации, в частности, было принято решение, что министерство энергетики обеспечит город дополнительными объемами топлива. «На сегодняшний день в городе имеется оперативный запас порядка 15 тысяч тонн (бензина - V.) на таких крупных сетевых ресурсах, как Helios, Sinooil, "КазМунайГаз", чтобы обеспечить город на восемь-десять дней, при этом на мелких розничных сетях имеется запас на два-три дня», - сказал заместитель акима города Алматы Алмас Мадиев.
Проект горнолыжного курорта «Кок-Жайлау»
В четверг заместитель акима Алмас Мадиев заявил, что курорт Кок-Жайлау остаётся якорным инвестиционным проектом для Алматы. По нему продолжает разрабатываться технико-экономическое обоснование и проводиться работы по подведению инфраструктуры. Замакима подчеркнул, что администрация города видит большой экономический потенциал в туристической сфере. Он также отметил, что акимат готов обсуждать этот проект с иностранными инвесторами.
Разработка проекта горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» началась в середине 2013 года. С момента принятия решения его строительство стало одной из острых социальных тем. Активисты и инициаторы движения «Защитим Кок-Жайлау» неоднократно проводили акции в защиту урочища от застройки. Широкую поддержку среди горожан получило и открытое письмо в адрес президента страны и правительства о недопущении строительства курорта – его подписали более 15 тыс. человек. Осенью 2015 года строительство объекта было заморожено из-за оптимизации расходов бюджета. Однако администрация города заявляла, что проект не отменён и будет возобновлён при появлении частного инвестора. В конце 2014 года расходы на его строительство оценивались в $1,35 млрд, $450 млн. из которых собиралось вложить государство для развития инфраструктуры.