16636
5 апреля 2019

О Рудольфе Нурееве «рассказывают» его костюмы

В Алматы проходит выставка сценических костюмов легендарного танцора балета

О Рудольфе Нурееве «рассказывают» его костюмы

Юлия Миленькая-Мартин, фотографии Ильи Назаренко

Этот танцовщик выходил на сцену 290 раз в год, он произвел техническую и эстетическую революции в мировом балетном искусстве, и, наконец, своим творчеством он создал авторитет артистам балета в планетарном масштабе. В прошлом году легендарному Рудольфу Нурееву исполнилось бы 80 лет. Сегодня прикоснуться к вещам великого гения можно на уникальной выставке его сценических костюмов, организованной в рамках третьего международного фестиваля балета Ballet Globe в Алматы.

Солидную экспозицию, путешествующую по всему миру, привез в город художественный руководитель балета Национальной оперы Бордо (Франция) Шарль Жюд. Мсье Жюд – ученик Рудольфа Нуреева, этуаль Парижской оперы, кавалер ордена искусств и литературы. Он является представителем одного из фондов Рудольфа Нуреева и хорошо знаком с историей всех костюмов танцовщика, которые сегодня украшают холл второго этажа Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.

– Я работал с Нуреевым в течение 20 лет, - рассказывает Шарль Жюд. – Он оставил очень существенное наследие, которое продолжает жить и сегодня. Я надеюсь, что Фонд Нуреева наладит сотрудничество и с Казахстаном. Основной фонд музея Нуреева находится в Национальном центре сценического костюма и сценографии во французском Мулене. В нем на постоянной основе хранится часть экспонатов.

Кстати, Шарль Жюд помимо презентации выставки провел творческую встречу и мастер-классы с юными артистами балета – воспитанниками Алматинского хореографического училища имени Селезнева.

По словам Жюда, Нуреев был очень требовательным человеком. В первую очередь, эта требовательность выражалась в отношении к самому себе.

— Рудольф работал с огромным количеством костюмеров, и они адаптировались к его требованиям, потому что просто не могли сказать ему «нет», - продолжает Жюд. – Нуреев заранее понимал, что он будет выражать на сцене, каким при этом должен быть его костюм.

Ученик Нуреева замечает, что современные танцовщики продолжают перенимать стилистику костюмов Рудольфа. Как известно, Нуреев модернизировал артистические наряды танцовщиков. Если до него колеты (камзолы) были удлиненными, закрывали ноги, то по решению Нуреева они стали достаточно короткими спереди и лишь слегка удлиненными сзади. Этот подобный крой он выбрал для того, чтобы показать свою фигуру.

Выставку сценических костюмов Нуреева дополнила и фотоэкспозиция мастера фотографии Франсе Левье, посвященная творчеству Нуреева. Он сумел запечатлеть как обычные репетиции, так и исполняемые партии балетного виртуоза в «Баядерке», «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте».

— Некоторые из этих великолепных фотографий я вижу впервые. Вот уникальные кадры во время репетиции балета «Дон Кихот», а это спектакль «Жизель», который Нуреев очень любил, — подметила хореограф, искусствовед, лауреат Фонда первого президента Анвара Садыкова. – На выставке представлены костюмы танцовщика, в которых он выступал в 70-80-х годах, на пике своего творчества за рубежом. Колеты специально не реставрируются. Они представлены в оригинальном виде, какими они были изначально сшиты. Посмотрите, это все ручная вышивка. Здесь использованы дорогие материалы: парча, бархат и даже кожа…

Внимательно изучил экспозиционные образцы первый солист Парижской национальной оперы Поль Марке, который выступал в спектакле «Жизель» в первый фестивальный день совместно с этуаль Мириам Олд-Брам.

– Заниматься балетом меня вдохновил Рудольф Нуреев, восхищает его видение танца, видение хореографии, - заявил Марке. – Он уделял большое внимание музыке, создавая в танце свои собственные истории для её интерпретации. Те образы, которые он представлял на сцене, являются вдохновляющим примером…

С 1983 году Рудольф Нуреев стал руководителем балетной труппы Гранд Опера. Несмотря на чудовищный ритм работы, Нуреев любил жизнь и даже успевал выкроить время для вечеринок.

– Рудольф был ненасытен к творчеству. Его влекли и кино, и музыка. К концу жизни, когда он уже не мог выходить на сцену, он начал выступать в качестве дирижера, освоил игру на пианино. Он ставил огромное количество спектаклей, привнося в них свое видение, свое прочтение, акцентируя внимание на мужской сольный танец, - рассказала куратор передвижной выставки.

По словам Шарля Жюда, Нуреев во время своих танцев создавал целую империю. Он был не только танцором, но и великим эрудитом. Он коллекционировал произведения искусства: живопись, ковры. Он любил покупать недвижимость, приобрел 7-8 домов в Монте-Карло, Париже, Нью-Йорке. Последним его приобретением стал остров Ли-Галли на юге Италии. Изначально этот остров принадлежал русскому театральному и художественному деятелю Сергею Дягилеву. После смерти Дягилева приобрел остров танцовщик Леонид Мясин, а после его смерти остров был куплен Нуреевым. Нуреев там полностью перестроил дом, распорядившись украсить стены красивой керамической мозаикой.

При жизни Нуреев создал два фонда, в Европе и Америке, которые были призваны оказывать помощь танцорам восточных стран, имеющим травмы и проблемы со здоровьем. Его фонд помогает и танцевальным школам, театрам, а также содействует организации ряда соревнований.

В 1961 году, Нуреев, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра. Он отказался вернуться на родину, став первым среди советских артистов «невозвращенцем». В связи с этим Нуреева осудили в Союзе за измену родине и приговорили заочно к семи годам заключения. Шарль Жюд рассказал, что великий танцовщик Нуреев зарабатывал, будучи за границей, большие деньги. Он не забывал о семье, живя в Европе, и высылал ежемесячно родным сумму в размере 2 тысячи долларов. «Прилично!», - скажите вы. Еще бы! В те времена в Союзе это были «космические» деньги. Но было одно «но». До семьи «благодаря» советскому правительству доходили лишь 200 долларов.

Как-то раз Шарль Жюд по просьбе Нуреева поехал в СССР, чтобы передать конверт с деньгами его сестре, а взамен забрать у нее кассету с ранними выступлениями Рудольфа. Жюду в целях конспирации пришлось трижды сменить такси, чтобы достичь положенного места встречи – КГБ внимательно следила за его передвижениями. Но победа в этой спецоперации была, к счастью, за французским учеником изгнанного танцовщика…

– На западе мы считаем, что было три знаменитых выдающихся танцора: Серж Лифар, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев. Нижинский был изгнан из России, Лифар покинул Украину, Нуреев также оставил Россию. Сейчас Россия возвращает наследие этих трех артистов на родину, - заключил Жюд.

Третий международный фестиваль балета проходит с 3 по 5 апреля. Второй фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Ивановича Петипа. В этот раз организаторы события отдали дань уважения гению танца Рудольфу Нурееву.

– Его роль в реформировании балета невозможно переоценить, он изменил современный ему балет, выведя мужские партии из тени, из положения «фона» для балерин. Человек-скандал и человек-легенда, он сыграл значительную роль в жизни практически каждого артиста балета, и я не исключение, - сказал генеральный продюсер международного фестиваля Ballet Globe Ерлан Андагулов.

Проходящий фестиваль уже смог отметиться классическим спектаклями «Жизель», «Дон-Кихот», лучшими па-де-де из классических постановок, сюжетами из современной хореографии и мировой премьерой современной хореографии в исполнении этуалей Большого театра Женевы. Сегодня заключительный фестивальный день, который завершится грандиозным гала-концертом с участием этуалей Парижской национальной оперы, Большого театра России, Большого театра Женевы, балета Монте-Карло, Нидерландского театра и танца и других.