19119
13 февраля 2020
Гульнара Игембердиева

Орнамент как политический инструмент

Проходит выставка, посвященная национальным узорам

Орнамент как политический инструмент

В Алматы открылась коллективная выставка «Ornamentum». Четыре художника из Центральной Азии предлагают свое видение орнамента в современном мире.

На выставке «Ornamentum» в Aspan Gallery представлена не только живопись, но и цифровые принты, комиксы и предметы текстиля. Совершенно разное творчество художников объединило общее стремление передать новый взгляд на орнаменты.

Диляра Каипова, арт-деятельница из Ташкента изображает на традиционной узбекской ткани «икат» щит Капитана Америки, Дарта Вейдера и других представителей массовой культуры. О знакомстве с миром орнаментов и проблемах его изучения художница рассказывает следующее:

«Икат - это очень древняя технология. Это не просто ткани и узоры, а интересное явление. Когда только начинала работать, то знала о национальных орнаментах не больше, чем любой среднестатистический человек. Сейчас я уже могу читать лекции на эту тему, делиться знаниями, которые мне приходилось собирать по крупицам. В узбекистанских музеях осталось очень мало творений мастеров прошлых веков. Это не десятки, а единицы работ. Всё остальное было вывезено в Европу и Америку».

По словам Диляры, очень важно понимать значение орнамента перед его применением:

«У нас есть мастера, разбирающиеся в технике орнаментов, но, тем не менее, я до сих пор сталкиваюсь со случаями, когда ткань может быть перевернута вверх ногами. Люди словно не видят ничего, кроме цветового пятна. Это говорит о полном непонимании и незнании смысла узоров».

Художница также отметила некорректное использование казахских орнаментов на улицах Алматы:

«В Алматы я сразу увидела на урне изображение одного из сакральных орнаментов в казахской культуре. Это совершенно неуместно».

У творческого дуэта из Казахстана, Елены и Виктора Воробьевых, есть собственное наблюдение о повсеместном применении этнических узоров. В их произведениях следы орнамента можно отыскать даже в самых обыденных вещах, и во многом это связано с окружающей их действительностью:

«В древние времена орнамент был причастен к приватной жизни человека, имел некую сакральную сущность. А сейчас орнамент чаще используется как способ национальной индентификации и инструмент политического воздействия. Мы наблюдали за этими процессами, когда произошел развал Советского Союза и Казахстану нужно было выстроить новую государственную идеологию. Тогда орнамент как раз и оказался нужен. И если вы обращали внимание, то могли заметить, что сегодня у нас орнаментируется буквально всё. Таким образом, власть хочет включить жизнь общества в какую-то систему орнамента. Это, конечно, образное выражение, но по сути так и есть».

Виктор и Елена считают, что орнаменту всё же есть место в дизайне, если не злоупотреблять его использованием, а изображать правильно, в соответствии со значением.

Марат Райымкулов, один из основателей бишкекской творческой группы «705», придает значение не символике орнаментов, а их визуальной составляющей. Именно поэтому персонажи в его комиксах напоминают орнамент больше по форме, чем по смыслу. В этом художник видит актуальное применение многовековых узоров:

«Орнамент – это структура. Я только сегодня вспоминал, что завершенная Стандартная модель бозона Хиггса – это самый настоящий орнамент. Каждый элемент нашел свое место. Красивая, но сложная картина. Может это наивно, но орнамент вполне можно применить в научном смысле для развития навыков упорядочивания и структурирования».

Еще одной интересной интерпретацией орнамента является серия живописи Бахыт Бубикановой. Будто вернувшись на школьный урок, казахстанка рисует орнаменты на «тетрадном листке».

Увидеть работы художников можно в Aspan Gallery, в зале EXPO комплекса Villa Boutiques & Restaurants (Аль-Фараби 140А). Выставка будет проходить до 12 апреля. Вход свободный.