19642
19 марта 2020
Текст Ольги Малышевой, фотографии Марии Гордеевой

Как театру играть, когда правила игры меняются каждый день

Запускается марафон #театрбудетиграть

Как театру играть, когда правила игры меняются каждый день

Ольга Малышева

То, о чем будет этот текст, я придумала в минувшее воскресенье. И с тех пор ситуация успела поменяться как минимум трижды, поэтому к моменту, когда колонка будет дописана и опубликована, контекст снова сможет измениться – я это понимаю. Но такие удивительные времена пришли. Приходится приспосабливаться.

Так вот, воскресенье, 15 марта. Мы с директором ARTиШОКа Настей Тарасовой с утра в переписке обсуждаем промо прямой трансляции оперы «Ер-Тостик», которая запланирована на 17 марта (и состоялась, и запись доступна до конца месяца). К этому дню театры в Казахстане уже не работают из-за введения ЧС в стране. В попытке хоть как-то остаться на плаву и на виду, предлагаю начать онлайн-марафон для театральных команд – чтобы хотя бы День театра у нас в этом году состоялся, неважно в каком формате.

Работать над привлечением театров к марафону и продвижению его в соцсетях я планировала дистанционно: в полдень того же воскресенья у меня был вылет в Ташкент, где я планировала провести неделю, а оттуда поехать на север Таджикистана, в город Канибадам, куда меня пригласили драматургом на проект в местный театр.

И я улетела. В Ташкенте, пока ждала багаж, из новостей узнала о первом зараженном коронавирусом в Узбекистане. Когда приехала на съемную квартиру, объявили о введении режима ЧС в Казахстане. Но так как проект в Канибадаме должен был продлиться около месяца, меня ситуация не смутила: дата моего возвращения выпадала уже на предположительное снятие ЧС.

Затем прошел еще час, и о закрытии границ объявил уже Узбекистан. Вот тогда я запаниковала – потому что вернуться в Казахстан я теоретически могла в любой момент как гражданка страны: меня просто не могли не впустить обратно. Но – вернуться из Узбекистана. Из Таджикистана (а общих границ у нас с этой страной нет) через Узбекистан – уже нет. Мои таджикские друзья бодрились и говорили, что все еще открыты кыргызские границы, и въехать/выехать можно было бы через Кыргызстан.

Но мир летел в неизвестность так стремительно, что риск мне показался неуместным. Самолетов из Ташкента в Алматы уже не было, и я, проведя в городе в общей сложности около трех часов, буквально бежала из Узбекистана пешком: через пограничный пункт Черняевка-Жибек жолы. Оттуда на такси добралась до Шымкента, успела на последний поезд и после полудня понедельника была уже на вокзале Алматы-1.

Спектакль в Канибадаме, где я должна была быть драматургом, а режиссером – Ольга Щетинина из бишкекского театра «Место Д», похоже, отложен до лучших времен: Кыргызстан со вчерашнего дня тоже закрыл свои границы. Таджикистан пока держится, там еще нет информации о заражении и не отменяются праздничные гуляния на Навруз (и я даже подозреваю, что во всей этой ситуации удаленный от мегаполисов Канибадам – земля обетованная и лучшее место, чтобы пересидеть пандемию), но что будет с миром завтра – большой вопрос и потенциальный сюрприз для всего человечества. Поэтому для себя я решила, что пережидать лучше всего в своей стране, своем городе и в своем доме. Здесь я чувствую себя безопаснее даже в карантине и при постоянно растущей статистике зараженных коронавирусом.

Это моя личная история, как я шла к театральному онлайн-марафону. Теперь о нем самом.

Марафон #театрбудетиграть – это предложение для всех театральных команд, в первую очередь независимых, сохранять активность, хотя бы виртуальную. Несколько театров уже в деле и готовы начинать: публиковать посты о том, чем они занимаются во время карантина, создавать онлайн-активности, делиться записями спектаклей.

Пока непонятно, получится ли делать онлайн-трансляции – ограничат или нет из-за карантина передвижения по городу, все еще не разъяснили. Но транслировать можно индивидуально, из собственных домов. Читать пьесы, разыгрывать сцены из спектаклей.

И самое важное, чего хотелось бы – продолжать диалог со зрителем. С момента, когда каждый участник марафона объявит о себе, зрителям предложат поддержать театр советами, рекомендациями, лайфхаками: что сейчас, в той ситуации, в которой мы оказались, театр может сделать для своих зрителей. И для самих себя – чтобы сохранить веру в то, что #театрбудетиграть.

Каждая творческая команда выберет для себя лучшую рекомендацию, а ее автора наградит билетами – на те даты, когда будет уже можно. Наградит 27 марта, в День театра. Потому что это для нас всех важный профессиональный праздник, который игнорировать нельзя, невозможно, не хочется.

Я буду рада, если к марафону присоединятся все, кто любит театр и создает театр. Крупные и малые труппы, государственные и независимые компании, отдельные артисты, режиссеры, художники, арт-менеджеры, просто театральные фанаты. Если вам есть что сказать, что порекомендовать, чем поделиться – делитесь на своих страницах с хэштегом #театрбудетиграть.

Театр будет играть. Мы будем играть.