18148
19 февраля 2021
Ольга Логинова, фото Елены Петровой и автора

«Никогда такого не было, чтобы вот так собрались и директора отстаивали»

Коллектив театра оперы и балета имени Абая требует вернуть своего руководителя

«Никогда такого не было, чтобы вот так собрались и директора отстаивали»

Утром 18 февраля артисты и руководители творческих цехов Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая узнали о том, что их руководителя, Аю Калиеву, за два года поднявшую статус театра до национального, неожиданно отстранили от должности. В приказе, отправленном электронной почтой и подписанном заместителем министра культуры, не было ни причин такого решения, ни сведений о том, на какую должность переводят директора театра. В тот же день коллектив провел экстренную пресс-конференцию, а вечером выразил свой протест на сцене. Vласть наблюдала уникальный протест и поговорила с коллективом театра, не готового смириться с решением о смене директора.

К 18:30 зал театра постепенно заполнился зрителями, в воздухе ощущалось несколько напряженное ожидание. Занавес открылся, зазвучали первые партии нежной и ироничной оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

К концу второго акта, когда жестокая красавица Адина уже пылко влюбилась в простачка Неморино, в зале стали появляться репортеры. На поклон, удивив зрителей, вместе с артистами спектакля, вышли руководители цехов, дирижеры и деятели театра с плакатом в руках. «Мы за Аю Калиеву!!!», – написано на нем. «Зрители тоже за Аю Калиеву!», – донеслось из зала.

– Ая Жакеновна, мы с вами!

– Мы хотим, чтобы нас услышали!

– Замдиректора, который никогда не занимался руководством, назначают директором. Мы против этого.

Возгласы доносятся со сцены театра. К вышедшим с плакатом присоединяется все больше работников театра.

«Мы всем сердцем выступаем за Аю Жакеновну, – говорит Андрей Трегубенко, оперный певец и заслуженный деятель Республики Казахстан. – Все присутствующие здесь и те, кто не смог прийти – таких очень много – за нашего директора всем сердцем выступают, потому что это человек, который за короткое время в очень серьезных условиях для нашего театра показал потрясающий результат. И сама форма всего происходящего - она оскорбительна не только по отношению к ней, но и ко всему театру. Увольнять, грубо говоря, по Whats’app – как это вообще возможно?».

Андрей Трегубенко

Трегубенко также рассказал о том, за какие конкретные результаты театр ценит своего директора:

«Во-первых, мы первый раз видим руководителя, который прозрачно открывает всю документацию, всю бухгалтерию, и отчитывается перед всем коллективом, с подробными графиками. Во-вторых, придя, она нарисовала сразу полный график движения – как будет продвигаться театр, куда и когда. За самое короткое время было очень много серьезных гастролей. Мы вошли в сотрудничество со многими театрами, статус подняли до национального театра – то, чего не смог сделать ни один директор до этого – она смогла это сделать. Мы наконец-то начали договариваться с ассоциацией театров Китая для того, чтобы иметь гастрольный обмен – это то, о чем мы мечтали долгие годы, десятилетия – а я в театре больше 16 лет. Мы только об этом слышали и разговаривали, рисовали какие-то облака, но пришел человек и в сложнейших условиях, имея на руках очень мало инструментов для этого, в том числе и финансовых, создал такой прогресс».

По его словам, с новым руководителем работники театра наконец поверили в планы на будущие годы, потому что увидели реальную работу.

«И получается, только театр набрал силу, набрал какую-то мощь, набрал настроение… Вы знаете, какая у нас талантливая молодежь! У них сегодня зеленый свет как никогда горит. И сегодня вся эта группа поднимается на такой волне, и это такая неожиданная подножка нашему театру, что оставаться в стороне невозможно, – также говорит Трегубенко. – Я однозначно хотел бы добиться, чтобы наш директор остался. Но работать под другим руководством – конкретно и.о., которого сейчас ставят – под этим руководством я работать не согласен».

– Мы тоже не будем работать!

– Мы хотим, чтобы нас услышал президент!, – слышны возгласы со сцены.

Мухтар Калдаяков

«Мы хотим, чтобы прислушались к нашим голосам, – также добавляет дирижер Мухтар Калдаяков. – Чтобы такой человек как Ая Жакеновна получала или повышение, или оставалась с нами, но ни в коем случае не была отстранена каким-то заочным непонятным способом. Когда два года назад ее привел министр культуры, они же представили ее нам – вот, такой хороший руководитель. Теперь мы это видим воочию, и мы хотим дальше продолжать в таком же духе работать, потому что от этого зависит наша работа и успех».

Коллектив театра уже направил письма президенту Касым-Жомарту Токаеву и председателю мажилиса Нурлану Нигматулину.

«Ее (Калиевой – V) назначение совпало с непростым для нашего коллектива периодом: бесконечные конфликты с администрацией, забастовки и протесты отдельных творческих подразделений, которые лихорадили не только наш коллектив, но и всю общественность. Несмотря на всю сложность обстановки, Ая Жакеновна сумела найти общий язык с нами, услышав нас, и определить перспективные направления для развития театра, в которых мы смогли реализовать свой творческий потенциал, – пишут деятели в своем обращении. – Даже в трудный 2020 год наш коллектив добился самых высоких показателей: 400 проектов, из которых 300 в новом для театра формате онлайн, более 3,5 млн зрителей в разных уголках мира, три громкие премьеры года (…)».

В письме они также подчеркнули, что частая смена первых руководителей уже принесла немало сложностей.

«Мы устали приспосабливаться, менять планы, не доводя предыдущие до конкретных результатов. Все это сказывается на нас, артистах, у которых и так очень мало времени для раскрытия своего таланта и реализации творческих стремлений. В планах Аи Калиевой, а значит, и наших, еще много нереализованного. Позвольте нам воплотить творческие проекты в жизнь, так как мы видим ближайшее будущее КазНАТОБ имени Абая вместе с А.Ж. Калиевой», – заключили артисты.