Накануне начался суд над двумя экологическими активистами из поселка Бестобе Акмолинской области Николаем Катчиевым и Александрой Назаренко. Они были в составе рабочей группы, которая боролась против деятельности новой фабрики «Казахалтын Technology». Теперь их обвиняют в разжигании социальной розни. Vласть рассказывает, как прошло первое заседание суда.
В поселке Бестобе с 1930-х годов добывают золото, сейчас там работают две фабрики: одна старая — Бестобинская обогатительная фабрика (БОФ), вторая — новая, построенная три года назад — «Казахалтын Technology». Обе принадлежат компании «Алтыналмас». Летом 2020 года при акимате Бестобе была создана рабочая группа для взаимодействия с компанией и местными властями, состоящая из активистов поселка. Ее участники настаивали на том, что новую фабрику построили без согласия жителей. Они жаловались на экологические проблемы, например, сильное пыление летом, возникающие из-за деятельности предприятия. Кроме того, в посёлке много и других проблем, вызванных недостаточным бюджетным финансированием. Подробно об этом Vласть рассказывала в своем репортаже.
После требований активистов работа фабрики «Казахалтын Technology» была на время приостановлена, а затем возобновлена.
В конце августа 2021 года по заявлению «Казахалтын Technology» на двух лидеров рабочей группы - Николая Катчиева и Александру Назаренко завели уголовное дело. Теперь оно передано в суд.
Первое судебное заседание началось с того, что судья Степногорского городского суда Берик Курамысов сообщил о том, что ведется открытое судебное заседание, но при этом присутствующим журналитам нельзя разглашать прозвучавшие сведения без разрешения председательствующего.
На просьбу объяснить, что значит это требование, судья сообщил: «Суд разъясняет, что у нас рассматривается данное уголовное дело, по данному делу еще не принято решение, в связи с этим суд для неоказания давления со стороны СМИ, рассмотрение данного уголовного дела суд вам разъясняет. Вы можете писать какое дело рассматривается, а сущность данного дела судом еще не принята в отношении данных лиц, в связи с этим суд вас предупреждает об этом».
Судья не назвал статью, согласно которой журналистам запрещается писать об этом деле.
«Суд дал разъяснение, если вам непонятно, суд вам даст письменное разъяснение», - сказал Курамысов. «Сущность по делу можно писать, конфиденциальную информацию писать нельзя», - заявил он, никак не пояснив, какая информация является конфиденциальной, а какая – нет.
Редакция Vласти намерена обратиться в Верховный суд за разъяснениями действий судьи в ходе открытого судебного процесса. При этом, поскольку никакая информация не была квалифицирована судьей в ходе процесса как конфиденциальная, редакция намерена освещать процесс в полном объеме, считая информацию общественно значимой, а любые действия по запрету на ее публикацию - противоречащими законодательству, принципу открытости правосудия и прямой цензурой.
На первом заседании государственный обвинитель напомнил, что летом 2020 года при акимате была создана рабочая группа по проблемам экологии, в которую вошли жители и представители «Казахалтын Technology». Обвинение считает, что «Катчиев, выступая на сходе жителей задался преступным умыслом, направленным на нарушение общественных отношений и возбуждения социальной розни между жителями поселка Бестобе и сотрудниками ТОО «Казахалтын Technology» и «Казахалтын». После чего Катчиев, создав среди членов рабочей группы социальную группу, активным членом которой стала Назаренко, стал распространять заведомо ложные сведения о работе «Казахалтын Technology», якобы (фабрика – прим. V) причиняет вред здоровью жителей поселка Бестобе. Далее Катчиев с целью дестабилизировать политическую, экономическую, социальную обстановку в поселке Бестобе вступил в преступный сговор с Назаренко, для чего создал через интернет сайт Youtube канал под названием «Бестобе. Борьба за жизнь» и с помощью средств массовой информации стал опубликовывать свои выступления на интернет-сайте Youtube на канале «Бестобе. Борьба за жизнь». При этом Катчиев, действуя согласно распределенных ролей, достоверно зная, что его выступления могут привести к социальному противостоянию, итогом которого будет конфликт меду жителями поселка Бестобе и сотрудниками ТОО «Казахалтын Technology», умышленно стал распространять через социальные сети свои выступления, пропагандируя тем самым необходимость борьбы за свою жизнь и выступление против деятельности ТОО «Казахалтын Technology». Манипулируя тем самым сознанием и поведением масс людей, направленных на разжигание социальной розни между жителями поселка Бестобе и сотрудниками Казахалтын Technology. Подвергая при этом ненависть и неприязненность к ТОО, мотивируя это тем, что деятельность фабрики «Казахалтын Technology» пагубно влияет на экологию в поселке Бестобе, что приводит к росту смертности жителей поселка Бестобе и падежу скота».
Обвинение полагает, что «в результате негативной пропаганды преступных действий произошло резкое обострение противоречий между двумя социальными группами, которое могло привести к эскалации конфликтов между самими жителями и сотрудниками ТОО». Деятельность фабрики была приостановлена, сотрудники были распущены. К слову, сейчас фабрика уже вернулась к работе.
Кроме того, Катчиев и Назаренко обвиняются в том, что они выкладывали ролики ДВК, движения, запрещенного на территории Казахстана судом и его лидера Аблязова, который поддерживал борьбу против фабрики. Таким образом, Катчиеву и Назаренко вменяют разжигание социальной розни группой лиц по предварительному сговору.
«Назаренко умышленно стала распространять через социальные сети выступления Катчиева, пропагандируя тем самым необходимость борьбы за свою жизнь и выступление против деятельности фабрики «Казахалтын Technology», манипулируя тем самым сознанием масс людей, умышленно направленным на разжигание социальной розни», - сообщил обвинитель.
Подсудимые заявили, что им непонятна суть обвинения и они отказываются его признавать.
Следующее заседание должно пройти 8 февраля.
Поддержите журналистику, которой доверяют.