2079
11 сентября 2024
Алва Омарова, МППЧ, фото Steve Evans (Flickr)

Полиция моды: как в Таджикистане усиливается контроль за женской одеждой

Колонка от Международного партнерства за права человека

Полиция моды: как в Таджикистане усиливается контроль за женской одеждой

Почти все стороны жизни таджикистанской женщины подвергаются контролю со стороны мужей, членов семьи и государства. Эта тенденция только усилилась после того, как 21 июня 2024 года президент Эмомали Рахмон подписал закон, запрещающий носить одежду «чуждую национальной культуре» Таджикистана.

Кампания, ограничивающая женщин в выборе одежды, началась в Таджикистане еще в 2007 году, когда девочкам запретили носить хиджаб в школах. А в 2009 году запрет распространился и на государственные учреждения. В 2015 году власти Таджикистана, как сообщается, проводили встречи со школами и продавцами женской одежды с целью рассказать о важности таджикской национальной одежды. В 2017 году власти приняли жесткие меры против магазинов, где продавались куклы, одетые в хиджабы и прочие исламские одеяния. Рахмон, занимающий пост президента с 1994 года, назначил специальную комиссию для определения «подобающего» дресс-кода для граждан. В сентябре 2017 года таджикистанцы получили СМС-уведомления, призывающие одевать национальные таджикские костюмы на «традиционные мероприятия», согласно закону о дресс-коде на свадьбах и похоронах от августа 2017 года.

В 2018 году Министерство культуры пошло еще дальше, выпустив книгу-каталог «Инструкция по рекомендованной одежде в Таджикистане». В книге 367 страниц; ее рекомендации распространяются на девочек, начиная с 7-летнего возраста. Инструкции касаются таких параметров как длина рукава, длина юбки, вид ткани, выбор обуви. Наличие каблука обязательно. Хотя книга и не имеет статуса закона, она посылает женщинам четкий сигнал: твоя одежда – это не твой личный выбор.

Но было ли так всегда? Таджикское общество глубоко патриархально; поведение женщин всегда строго контролировалось. Согласно опросам, 29% замужних женщин подвергались социальному контролю со стороны супруга: они не могли свободно решать с кем общаться и куда ходить. Почти 30% работающих женщин не могли распоряжаться заработанными деньгами. А 49% женщин не имели права голоса в вопросах крупных покупок для дома и поездок, и даже не могли принимать решения касательно собственного здоровья. Учитывая эти данные, не удивительно, что правительство считает нормальным диктовать женщинам как одеваться.

Ситуация усугубилась из-за опасений властей по поводу исламского радикализма в Таджикистане. Власти не учитывают, что часто женщины не сами решают, что им носить, — это выбор их мужей или отцов, для которых нормально контролировать то, чем женщина занимается и как она тратит деньги. Многие даже считают, что женщине не обязательно учиться или работать.

Другие страны Центральной Азии тоже пытались контролировать во что одеваются женщины. В Туркменистане женщины вынуждены следовать ограничениям в выборе нарядов. В Казахстане с 2023 года ввели запрет на ношение хиджабов и платков в школах, в результате чего многие девочки перестали посещать занятия. В соседнем Иране закон об обязательном ношении хиджаба вызвал массовые протесты в 2022 году после смерти Махсы Амини. Девушка погибла в результате жестокого обращения с ней полицией религиозной нравственности, которая задержала ее в связи с неподобающим ношением хиджаба. Ограничения касательно одежды вводились так же и в Европейских странах. Например, во Франции женщинам полностью запретили носить хиджабы.

На сегодняшний день таджикская женщина может получить штраф от $750 до $6000 за ношение, ввоз или продажу иностранной одежды «чуждой национальной культуре и традициям». Поступали сообщения, что женщины получали предупреждения и угрозы штрафа за посещение медицинских организаций в несоответствующей нормам одежде.

Дополнительным бременем для семей является стоимость ношения таджикской национальной одежды. В основном, традиционные костюмы шьются на заказ из дорогой ткани. Для простых граждан цены могут быть неподъемными.

Представители поддерживаемых государством религиозных учреждений быстро поддержали инициативу правительства: через месяц после подписания нового закона президентом совет улемов Таджикистана выпустил фетву, запрещающую женщинам носить черную, обтягивающую или просвечивающую одежду.

Эти установки активно продвигаются и в вузах. Таджикский государственный медицинский университет Авиценна опубликовал статью, призывающую девушек отказаться от черной, облегающей одежды и от хиджабов. Якобы девушки в такой одежде, сами того не понимая, проявляют неуважение к таджикской нации. Но стиль одежды – это способ самовыражения человека, он не должен расцениваться как неуважение к какой-либо нации или стране.

Такая практика явно противоречит международным правам человека на свободу вероисповедания и свободу самовыражения. Согласно этим правам, человек сам должен решать, что ему носить, а что нет. И государства обязаны уважать и защищать это право, наделяя каждого гражданина свободой выбора религии, убеждений и идентичности. Государства должны создавать среду, в которой каждый человек может сделать этот выбор без принуждения. А значит, Таджикистан не должен ссылаться на культуру, религию или традиции, чтобы запрещать гражданам одеваться как они считают нужным. В то же время стране стоит позаботиться о защите женщин от принуждения со стороны членов семьи, общества или религиозных общин к тому, чтобы одеваться определенным образом.

Как сказала IPHR одна активистка, «никто не имеет права диктовать на уровне законодательства, что является приемлемой для нашей культуры одеждой. Мы имеем право на самоопределение, право выбирать, кто мы есть и как мы хотим представлять себя обществу. В этом и есть гордость таджикских женщин».

Автор – исследовательница Международное партнерство за права человека. МППЧ – это независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году и базирующаяся в Брюсселе (Бельгия), МППЧ тесно сотрудничает с гражданскими объединениями разных стран, чтобы привлечь внимание к проблеме прав человека на международном уровне и способствовать соблюдению прав уязвимых сообществ. Более подробную информацию смотрите на сайте МППЧ.

This article is available in English here.