Редакция Vласти, фото Ольги Логиновой

Предотвратить протест любой ценой

Казахстан 9 мая остался без соцсетей и десятка независимых интернет-ресурсов

Предотвратить протест любой ценой

День Победы Казахстан отметил многочисленными шествиями «Бессмертного полка» и блокировкой соцсетей и независимых ресурсов. Планировавшиеся на этот день акции протеста фактически не состоялись – их участники были задержаны на выходе из своих домов, либо накануне.

За несколько дней до Дня Победы в государственных и провластных СМИ стали появляться сообщения о том, что 9 мая не должно быть омрачено «любыми политическими акциями». К отказу от митингов и протестов в этот день призывали ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане (последние обещали охранять безопасность отмечающих День Победы), общественные организации и медиа-персоны. Сразу после акций 1 мая сторонники признанного в Казахстане экстремистским движения ДВК объявили, что следующий раунд протестов пройдет 9 мая и именно на противодействие ему и были направлены многочисленные обращения против «политизации Дня Победы».

Накануне, 8 мая, Генпрокуратура предупредила, что планирующиеся акции протеста не санкционированы и их участники будут привлечены к ответственности. А позднее в тот же день о том, что «действовать необходимо в рамках закона» (то есть принимать участие только в согласованных акциях) заявил и президент Касым-Жомарт Токаев. Такой реакции на потенциальные акции протеста Казахстан прежде никогда не знал.

Утром 9 мая в Казахстане перестали быть доступны десяток местных средств массовой информации и одно международное – Vласть, Радио Азаттык, HolaNews, Информбюро, The Village, газета Время, «Уральская неделя», «Ак жайык», Эксклюзив и Лада. Хостер (в случае с Vластью) сообщал о том, что у него нет технических сбоев, но его провайдер сообщает о «проведении технических работ». Эта формулировка традиционна в случае блокировки сайтов и соцсетей.

Через пару часов возобновили свою работу сайты Информбюро и газеты «Время», зато через короткое время перестали работать соцсети и мессенджеры – Facebook, Instagram, Telegram и YouTube.

Этим же утром на площади «Астана» в Алматы был задержан корреспондент Vласти Данияр Молдабеков. Он показал полицейским свое служебное удостоверение, но это не помогло – журналиста увезли в Алмалинский районный отдел полиции. Данияра выпустили спустя час, после того, как в РУВД прибыла руководитель пресс-службы департамента полиции Салтанат Азирбек.

Корреспонденты Vласти Данияр Молдабеков и Ольга Логинова во время освещения акций в Алматы 9 мая. Фото Марии Гордеевой

Шествия «Бессмертного полка» в Алматы и столице стартовали вовремя и в них приняли участие десятки тысяч человек. Планировавшиеся в тех же местах акции протеста фактически не состоялись – в центре Алматы было задержано несколько человек, правозащитники сообщали, что многие активисты были задержаны накануне и этим утром при выходе из дома. Часть активистов продолжает отбывать административные аресты за участие в акции 1 мая.

Интернет и мобильная связь в центре Алматы работала 9 мая с перебоями, многие пользователи сообщали, что у них вовсе отсутствует интернет-соединение. Операторы связи на обращения пользователей либо не отвечали, либо сообщали о проведении «технических работ».

Власти Казахстана традиционно никак не комментировали ни задержания, ни блокировки сайтов и соцсетей. Очевидно, что позднее последнее будет объясняться техническим сбоем.

Это однако никак не отменит того факта, что ровно за месяц до президентских выборов, которые власти обещали провести честно и справедливо, в Казахстане на день отключили многие ресурсы и соцсети, а активисты вновь провели день в полиции, будучи задержанными только за намерение протестовать.

Правозащитник Евгений Жовтис назвал сегодняшние блокировки «проверкой возможностей» от власти. Вряд ли эти действия – лишь проверка, скорее – логичный шаг от власти, которая совершенно не готова к тому, что одни могут ее критиковать, а другие – об этой критике писать. При этом власти по-прежнему трудно понять, насколько подобными блокировками и задержаниями она повышает интерес к теме протестов.

Ну и заблокировать всех все равно никогда не получится.