Герои

Остаться оптимистом

Остаться оптимистом
Голосовать
0

Мадина Искакова, специально для Vласти

Фото Жанары Каримовой

О Ляззат Калтаевой мне рассказали за полчаса до ее приезда. С самой восхищенной интонацией.

- Знаете, к нам, в Центр занятости населения, приходят очень много инвалидов, которые считают, что их жизнь полна трудностей и они не могут реализоваться. А потом они приходят на тренинг к Ляззат, видят ее в коляске, слушают ее историю и в конце со слезами на глазах ее благодарят. Потому что люди даже не представляют, что можно жить полной жизнью при куда худших условиях.

Раз в месяц Ляззат прилетает в Астану из Алматы, чтобы проводить тренинги для инвалидов в Центре занятости. У председателя общественного объединения «Ассоциация женщин-инвалидов «Шырак» очень плотный график: и даже в эти краткосрочные командировки она старается уложить как можно больше встреч и дел. При этом всегда нужно быть готовым к тому, что не все может зависеть от тебя. Иногда драгоценное время съедают элементарные вещи: слишком крутой склон пандуса, маленький лифт или узкие двери. Жизнь инвалида-колясочника в Казахстане – это каждодневное преодоление препятствий.

Передо мной сидит приятная женщина с умным лицом. У нас не так много времени, чтобы поговорить перед началом тренинга. Ляззат рассказывает о себе. О том, что инвалидность приобретенная: в 7 лет они с семьей попали в автомобильную аварию. О том, что в тот же год узнала, что будет всегда сидеть в кресле. Об отношениях в семье, где родители и сестра никогда не позволяли себе относиться к ней как к инвалиду, и требовали от нее и отличной учебы и помощи в работе. О встречах с подругами-колясочницами в кафе, которые вначале были вызовом обществу, а потом зародили в ней потребность к активной общественной жизни. О встрече с мужем больше 20 лет назад, которого она посчитала дураком, потому что на первое свидание он позвал ее в парк покататься на катамаранах. Это потом она поняла, что он видел в ней нормальную женщину и совершенно не видел колясочницу, которую нужно опекать. О ее поездках по всему миру, где она видела, как живут и работают инвалиды.

И пока мы говорим, в кабинет, где проходит тренинг, тенью заходят люди. Они стараются незаметно дойти до кресел, чтобы сесть и замереть. Почти никто не снимает верхнюю одежду и шапки. Внешне ничего не говорит об их инвалидности, со стороны просто уставшие взрослые люди, пришедшие на собрание в КСК. Их выдает только небольшое любопытство в глазах, когда они краем уха слышат рассказы Ляззат, но в целом все стараются сохранить скорбное выражение лица.

Тренинг начинается с того, что в зале приглушают свет и включают документальный фильм о Нике Вуйчиче – самом известном инвалиде в мире. Рожденный с синдромом тетраамелии - редким наследственным заболеванием, у Ника нет ни рук, ни ног, кроме одной стопы с двумя сросшимися пальцами. Тем не менее, Ник живет полноценной жизнью: он плавает, катается на серфе, пишет книги и выступает по всему миру с мотивационными речами. Его книга «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» является бестселлером во всем мире. Пока идет фильм, все внимательно смотрят на экран: у кого-то недоверчиво поджаты губы, у многих в лице читается явная жалость. Единственная, кто смотрит восторженно - это самая молодая участница тренинга, девушка в полосатой кофте. Иногда в тишине раздается удивленное цоканье, это когда Вуйчич быстро набирает стопой текст на компьютере или когда показывают его молодую и очень красивую жену. Тут впервые весь зал начинает улыбаться, потому что это на самом деле очень трогательно – видеть, с какой гордостью и любовью молодая женщина говорит о своем муже. После того как фильм заканчивается, несколько секунд все переваривают, громко вздыхая. История Ника Вуйчича, безусловно, потрясает, но на лицах явно читается – ну, коне-е-е-чно, там заграницей все условия для инвалидов. Там каждый может стать всемирно известным миллионером, а попробуй-ка у нас…

- У меня три года была II группа инвалидности, а потом, какого-то черта, поставили III, с моей-то нерабочей правой рукой! – возмущается дама в песцовой шапке. – Я не могу работать! Я даже не могу сидеть за компьютером!

- Вы знаете, у нас в Алматы есть женщина, она инвалид I группы, но она работает диспетчером в риэлторской конторе, - мягко начинает Ляззат Калтаева. – У нее парализовано все тело, она лежачая и все, что у нее функционирует – это голова и одна рука. Но этого достаточно, чтобы она могла принимать звонки и класть трубку. С риэлторской конторой они разработали свою систему. К ней каждые два часа звонят сотрудники, а она по памяти надиктовывает им объявления, которые за это время приняла. Это работа позволяет ей заработать прибавку в 40-50 тысяч к своему пособию. Я это говорю к тому, что попробуйте найти работу, исходя из ваших физических возможностей.

- Значит никакой она не инвалид! – безапелляционным голосом возражает ей песцовая шапка. – Инвалиды I группы не могут работать!

- Да кто вам такое сказал? – удивляется Ляззат. - По законодательству инвалиды любых групп могут работать. Другое дело, что очень трудно найти подходящую работу. Основная проблема в нежелании самого работодателя давать нам работу, потому что он считает, что нам нужны особые условия труда, особое отношение, что нас трудно уволить. Ведь как они реагируют, когда мы приходим за работой? Начинают хлопотать, проявлять суету, жалость. Говорят, что сейчас нет вакансии, но чтобы не обидеть, просят позвонить через несколько месяцев. На прощание вызывают сотрудников и наказывают им, чтобы нас угостили чаем. А потом по телефону оказывается, что эта вакансия уже занята.

- Да-да! – вскрикивает женщина пенсионного возраста. - Я куда только не ходила... Возьмите меня хотя бы в гардероб, говорю… Я просто среди людей хочу быть…Мне даже зарплату не нужно платить… Говорят «да, позвоните в понедельник», а потом трубку не берут….

Она еще долго и бессвязно пытается рассказать о своих мытарствах, но другие участники ее не слушают. У каждого своя история трудоустройства. И почти в каждой много жалоб на государство, работодателя, болезнь и прочее. Ляззат всех выслушивает.

- В моей ассоциации работают 10 человек. Все они с инвалидностью, многие с очень тяжелой, - говорит Ляззат. Каждый занимается тем фронтом работы, который ему под силу, но при этом никаких поблажек никому не делается. Если ты вышел на работу – будь добр делать ее добросовестно. Ты получаешь за нее зарплату и не можешь прикрываться своим недугом. И если каждый так будет относиться к себе и работе, то, возможно, работодатель будет охотнее нас брать.

Тренинг длится полтора часа. Ляззат рисует разные модели взаимодействия общества и инвалидов, рассказывает о международном опыте, вспоминает успешные истории своих знакомых. Ее оптимизм заразителен, но приходится пробиваться через толстую броню недоверия, боли и обид. Конечно, ей не удастся с первого раза растопить полностью этот лед, но если она пробьет маленькую трещинку в этой глыбе, то это уже можно считать успехом. Ведь и знаменитый Ник Вуйчич свой путь к потрясающе счастливой жизни тоже когда-то начал с маленького шажка.

Материал подготовлен при поддержке АО «Самрук-Қазына»

Читайте также
Дискуссии
«Нет диагноза, который бы стал катастрофой»: эксперты обсуждают проблемы сирот с особыми потребностями
  • 28180
Подробнее
Цифра дня
Каков размер пособий для разных групп инвалидности
  • 29763
Подробнее