«Против нас было два дела. Одно отменили в ДГД, никаких нарушений не было. И по второму делу за «малозначительностью» отменили [наказание], но нарушение якобы было. И мы были не согласны с этой формулировкой и решили добиться того, чтобы полностью отменили, так как нарушения не было. Мы подали в суд, чтобы дело полностью закрыли. И суд отменил постановление за отсутствием состава правонарушения», - сообщил «Азаттыку» глава «Эхо» Павел Лобачев.
Иск подавали против управления госдоходов Алмалинского района, которое наложило на «Эхо» штраф по двум протоколам на общую сумму более 1 млн тенге (по каждому делу – 520 тыс. тенге) и вынесло постановление о приостановлении деятельности. По словам Лобачева, 6 апреля суд отменил оба постановления. Он также добавил, что в исковом заявлении было указано на то, что налоговая служба вынесла протокол о нарушениях без всяких разбирательств, и это «в итоге сыграл в нашу пользу в суде».
В отношении КМБП управление ДГД Ауэзовского района вынесло четыре постановления с наложением штрафов на общую сумму более 2 млн тенге. По двум искам, поданным бюро, дела были прекращены с формулировкой «в связи с отсутствием события правонарушения», по двум другим – «в связи с отсутствием состава правонарушения». Директор КМБПЧ Евгений Жовтис, комментируя «Азаттыку», подчеркнул, что «другого исхода, кроме того как прекратить дело» не было, потому что «никакого нарушения с нашей стороны нет».
«Но, исходя из практики и наших реалий, конечно, опасение было. Ведь решение могли вынести еще раньше, но потом к процессу присоединился прокурор для составления заключения. Но в итоге все закончилось так, как должно быть по законодательству. Также были вынесены частные постановления [в отношении проверяющих] за нарушение процессуальных норм, что очень важно», - добавил Жовтис.
Он также сообщил, что в ближайшее время НПО будут инициировать поправки к налоговому законодательству, чтобы в будущем исключить подобные инциденты.
Ранее, 5 апреля, общественный фонд «Международная правовая инициатива» добавился отмены постановления налоговой службы, признавшей НПО «нарушителем».
В конце ноября прошлого года 7 гражданских и правозащитных организаций, включая Бюро по правам человека, «Правовой медиацентр» и «Эхо», заявили о давлении налоговых служб. В течение нескольких недель до того они получали извещения о нарушениях при заполнении отчетности для надзорных ведомств за последние несколько лет. Это грозило неправительственным организациям большими штрафами и приостановкой деятельности. Организации связывали это давление с приближающимися выборами в мажилис и маслихаты.
В середине января решение о приостановке деятельности на три месяца было принято в отношении общественного объединения «Эхо», которое более 20 лет занимается наблюдением за выборами. 25 января Бюро по правам человека получило четыре протокола, предусматривающих штрафы по 200 МРП каждый, что в сумме составило более 2,3 млн тенге. Также организация получила постановление о приостановке деятельности до 15 апреля. Однако позднее налоговики стали закрывать административные производства в отношении всех НПО, освободив их от наказания.