Интервью

Сергей Поваренкин, директор ТОО «Юникс»: Экономическая ситуация подстегнула конкуренцию и борьбу за потребителя

  • 7612
Голосовать
0

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото пресс-службы ТОО «Юникс»​

К началу ноября выпуск продукции в секторе безалкогольных напитков сократился на 2,7%, а по отношению к сентябрю – на 46,5%. Скажите, как вы оцениваете состояние рынка в этом году и как изменения, произошедшие в экономике, повлияли на условия работы в вашем секторе?

Текущий год складывается непросто. Девальвация достаточно серьезно ударила по потребительскому спросу и темпам деловой активности не только в нашей отрасли. Заметно усилилась конкурентная борьба за рынок и потребителя.

Как ваше предприятие чувствует себя на протяжении всего года? В начале августа Национальная палата предпринимателей заявляла, что объем вашего производства сократился на 15%. Насколько он снизился к концу года? Значительно ли сократилась ваша доходность?

В целом год для нашей компанию выдался неплохим, несмотря на все трудности в экономике и отрасли. Мы смогли практически сохранить запланированные темпы производства. Но, конечно, в рамках девальвационных процессов, мы были вынуждены оптимизировать структуру расходов, чтобы сохранить доходность на оптимальном для развития уровне.

Что еще помогло вашему предприятию выстоять в этом году?

Благодаря эффективной системе управления, высокому уровню производственной культуры и отлаженной дистрибуционной сети, мы смогли не только сохранить, но и немного увеличить объем наших продаж по сравнению с предыдущим годом.

На сколько вы сократили свои административные расходы и капитальные вложения?

Особого сокращения административных расходов не произошло, так как компания развивается, осваиваются новые секторы рынка, но в рамках текущего бюджета, проводится оптимизация процессов. В части капитальных вложений, благодаря финансовой поддержке государства, мы их увеличили.

Расскажите о структуре вашего производства. Выпуск каких товаров преобладает в ней? Какова в ней доля импортной составляющей?

В структуре нашего производства ключевое направление - производство бутилированной питьевой воды под брендом Тассай. Чуть более половины всех производственных мощностей компании обслуживает именно этот сектор рынка. Остальную часть составляет производство сладких газированных напитков под брендом «Holiday», «Kazakhstan Cola», энергетического напитка «Terminator» и холодного чая «TASTEA»

Насколько структура вашего производства перетерпела изменения из-за недавних экономических шоков? Повлияли ли эти шоки на удорожание производства в целом? Из-за чего это произошло – из-за удорожания импорта, вследствие роста курса доллара по отношению к тенге?

Увеличение себестоимости выпускаемой нами продукции произошло, главным образом, в части комплектующих, которые импортируются из ближнего и дальнего зарубежья. На это, конечно же, повлияла курсовая разница. На увеличение себестоимости также частично повлияло увеличение услуг третьих лиц, плюс логистика.

Пострадали ли ваши инвестиционные планы? Не могли бы вы рассказать об основных проектах, благодаря которым ваше предприятие планирует обеспечить рост производства в ближайшем будущем. Насколько эти проекты позволят увеличить его объемы? Какова стоимость этих проектов?

В рамках сотрудничества с холдингом «Байтерек» по программе «Национальные чемпионы», запланированы инвестиции в расширение производственных мощностей. Однако девальвация внесла некоторые корректировки в структуру инвестиционного проекта. Нам пришлось отказаться либо отложить часть проектов на будущее. Оставшиеся проекты позволят на порядок увеличить производство некоторых видов продукции.

Какого развития ситуации на рынке безалкогольных напитков вы ожидаете в 2016 году? Насколько дальше будет снижаться потребительская активность? Какие направления, в таком случае, станут основными источниками роста вашего бизнеса?

По нашим прогнозам мы ожидаем падения потребительского спроса в нашей отрасли на 10-15%. В натуральном выражении рынок вряд ли просядет более чем на 20-30%, но в стоимостном выражении произойдет заметное снижение, так как потребитель начнет делать выбор в сторону более дешевой продукции. В качестве основного источника для роста мы видим эконом сегмент в целом, который будет только расширятся, и некоторые сегменты рынка, в которых мы не присутствуем или слабо представлены. Речь идет о рынке энергетических напитков, соков и сокосодержащих напитков».

Планируете ли вы значительно усиливать экспортные направления? В какие страны и какой объем продукции сейчас поставляет ваше предприятие?

Экспортное направление является одной из приоритетных задач. Мы планируем активно использовать экспортный потенциал в сторону Китая и стран СНГ. На данный момент активно прорабатывается рынок Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

К какому году вы ожидаете оздоровления рынка безалкогольных напитков и восстановления потребительского спроса на казахстанском рынке?

На наш взгляд летний сезон 2016 год не будет уступать сезону 2015 года, но в целом по году рынок, как я уже отметил, может сделать отскок на 10-15%. Если не произойдут какие-либо глобальные экономические катаклизмы, то я уверен, что 2017 год должен стать точкой возврата к положительному тренду развития.

С какими основными проблемами вы сейчас сталкиваетесь в ходе своей работы? Касаются ли они привлечения финансовых средств для реализации текущей деятельности и дальнейших планов вашего предприятия?

Основные проблемы в текущей ситуации в основном лежат в плоскости пересмотра экономических взаимоотношений с нашими поставщиками, которые вынуждены повышать цены на свою продукцию и услуги. Особых проблем в части привлечения текущей финансовой ликвидности мы пока не ощущаем.

Какой уровень кредитной нагрузки у вашего предприятия сегодня? Эта сумма номинирована в тенге или в долларах? Не сильно ли валютные скачки увеличили нагрузку?

У компании есть некоторые обязательства, номинированные в валюте. Конечно, девальвация увеличила нагрузку по выплатам, но в связи с очень низкой стоимостью этих средств, а также очень гибкой возможностью по срокам выплат, это незначительно влияет на финансовое состояние компании

Какие инструменты могут помочь вам справиться с кризисными явлениями и повысить результативность в краткосрочной перспективе? Возможно, вы рассчитываете как-то менять ценовую политику, или пересматривать процесс продаж?

Основная задача на этот момент - удержать текущий уровень продаж и не потерять лояльных потребителей. Поэтому значительных изменений в ценообразовании пока не предвидится.

Как холдинг Байтерек с помощью проекта «Национальные чемпионы» помогает вам реализовать эти планы? Была ли оказана финансовая поддержка вашему предприятию? Какие еще инициативы программы «Национальные чемпионы» помогают вашему предприятию?

Помощь идет в нескольких направлениях, во-первых, финансовая программа по кредитованию на льготных условиях позволяет расширить наши производственные возможности, во-вторых информационно–консультационная поддержка.

Что вам удалось изменить в процессе производства и реализации товаров благодаря этим консультациям?

По их рекомендациям были пересмотрены вопросы позиционирования некоторых товарных позиций с учетом опыта аналогов на мировом рынке, что позволило нам скорректировать видение по продвижению на рынке.

Редактор Власти

Другие материалы по ТОО «Юникс»

Профиль компании
ТОО «Юникс»
04.12.2015
Просматриваемые