Прогулки с акимом. Жасулан Естенов, аким Алмалинского района: «В каждом доме есть места для приема гостей, а есть закоулки»

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Vласть продолжает серию репортажных интервью с районными акимами Алматы. Цель – познакомить жителей города с непосредственными его руководителями, узнать о планах по благоустройству мегаполиса, получить ответы на проблемные вопросы, а также предоставить возможность акимам рассказать о своей ежедневной работе и показать степень их вовлеченности в городские процессы.

В апреле этого года в Алмалинском районе сменился аким – на место Серика Кусаинова, ставшего депутатом мажилиса, был назначен Жасулан Естенов. Переговоры об интервью в рамках рубрики «Прогулки с акимом» с отделом внутренней политики района начались еще в мае, только вот свободных двух часов для интервью у акима так и не нашлось ни тогда, ни спустя три месяца. Однако в преддверии Дня города, встретиться с Жасуланом Естеновым все же удалось.

Акимат Алмалинского района находится в здании, в котором в советское время располагался горакимат Алма-Аты. Оттуда мы начинаем нашу пешую прогулку, которую затем продолжим на служебном авто акима. Аким предлагает посетить Арбат, а по пути посмотреть на реконструированный после пожара магазин «Юбилейный». 

Справка:

Жасулан Естенов родился в 1971 году в Узынагаше Алматинской области. Сорокапятилетний Естенов ранее уже работал в аппарате Алмалинского района – с 2001 по 2006 год он руководил финансовым отделом района. До назначения руководителем самого густонаселенного района Алматы он был государственным инспектором администрации президента. Среди прочих его должностей: заместитель акима Ауэзовского района и заместитель акима Кокшетау. На должности акима Алмалинского района с 8 апреля 2016 года.

Алмалинский район был создан 14 сентября 1936 года, на днях району исполнилось 80 лет. На данный момент в самом густонаселенном районе Алматы проживают 212 тысяч человек. 

Сам Жасулан Естенов уже много лет живет в Медеуском районе, на работу добирается на служебной машине, обходы по району вместе с подчиненными совершает пешие:

— Когда пешком ходишь, все проблемы видно. Здесь, например, все было раздроблено. Заасфальтировали мы, все сделали. А это наш знаменитый «Юбилейный», – начинает наше интервью Жасулан Естенов.

— Теперь уж да, знаменитый, - соглашаюсь я.

— Завершили все восстановительные работы, получилось вот такое хорошее место для горожан.

— Смотрите, фасад опять сайдингом закрыли.

— Это не фасад, а балконы обшиты. Фасад заштукатурили.

— А насколько это безопасно – балконы из сайдинга?

— Это подрядчик «Алматыгорстрой» делал, сказал, что это все – современный материал. А здесь все из алюминия, металл.

— А вам как, нравится, как выглядит обшивка балконов?

— Ну, вы раньше видели, какими они были? А сейчас — новый современный фасад, жителям нравится. Тем более, помните, раньше они были все вразнобой – каждый обшивал, как мог. Мы же привели всё к единому знаменателю. Проблема фасадов в городе большая, каждый делает во что горазд, правильно? Посмотрите слева: у кого-то деревянный, у кого-то - пластиковый. 

— Да, это проблема. Как вы думаете, должен ли акимат регулировать внешний вид зданий?

— Безусловно. Думаю, эту сферу надо ужесточить законодательно, потому что у нас за это отвечает непосредственно архитектура. Все работы должны проводиться по согласованию с ними, но они говорят, что у них нет механизмов запрета, даже те же кондиционеры. Смотрите, один так установил, у другого шланг три метра висит. Я думаю, надо ужесточить законодательно. Это место вам нравится? Когда меня только назначили – пять месяцев назад, здесь я делал обход и подумал про себя: «Вот здесь точно когда-нибудь загорится». Буквально с 9 на 10 мая пожар был, героическими усилиями потом все это преодолевали.

Оставив обсуждение внешнего вида алматинских жилых домов, я перехожу к своим вопросам.

— На должности акима вы с начала апреля этого года.

— Да, с 8 апреля.

— В каком состоянии ваш предшественник передал вам район?

— Наверное, так нельзя говорить – в каком состоянии передал. Район всегда был элитным…

— «Тастак» тоже? Алмалинский район это ведь не только «Золотой квадрат».

— Понятно, в каждом доме есть хорошие места, где гостей встречают, и есть какие-то закоулки. Есть вопросы, и «Тастак», и кроме этого есть моменты, но за один день, наверное, это невозможно все исправить.

— Но он вам не проблемным достался?

— Нормальный район. 

— Этот участок еще сложен своей парковкой. Как будут решаться вопросы нехватки парковочных пространств?

— Сейчас в городе началась программа, вокруг Зеленого базара устанавливаются паркоматы. Думаю, до этого участка тоже дойдет. В принципе программа неплохо себя показала.

— А парковочные зоны и многоуровневые паркинги будут создаваться? Эта проблема обсуждается?

— Экономическую составляющую тоже нужно учитывать. Многоуровневые парковки строить…подземные, земляные работы, это для инвестора должно еще окупиться, поэтому если будут выгодно, то бизнесмены будут строит. Сейчас цель не создавать условия для автомобилей. Сейчас политика идет такая, чтобы пересадить людей на общественный транспорт, создать условия для пешеходов и таким образом разгружать город. В семье по 1-2 автомобиля и для каждого место создать – это очень тяжело.

— Какие проблемные точки есть в районе? Самые главные вопросы, требующие решения уже сейчас.

— Вопросы благоустройства, конечно, постоянные. В районе - 861 двор. Вы же знаете, у нас в 2005-ом и последующих годах проводились работы по благоустройству в рамках алматинских дворов и около двухсот дворов не вошли в эту программу. Те дворы, которые ремонтировались, уже износились и подлежат ремонту. Благоустройство дворовых территорий, заездов во дворы – по этому есть вопросы. В этом году у нас выделены средства, 66 дворов осенью будем делать и планомерно эта работа будет продолжаться.

— То есть, работу над этим ремонтом акимат берет на себя, КСК тут не причем?

— Это за счет бюджета.

— Что на данный момент является приоритетом для акимата? Благоустройство территорий?

— Районный акимат отвечает за оперативное руководство районом. Оперативные вопросы – это вопросы благоустройства, коммунальных услуг. Стратегические вопросы остаются за акиматом города, поэтому работаем в таком направлении. Есть вопросы по арычной сети, когда у нас весной-летом были обильные дожди, арыки на некоторых перекрестках были забиты. На эти цели из бюджета были выделены средства, и в 24 переходах будут проводиться ремонты арычных сетей. По скверам тоже были вопросы. Выделены средства и осенью, буквально на следующей неделе работы будут по текущему ремонту: где-то ямочный ремонт асфальта, где-то забор отломился. Такие вещи. 

— «Арбат» – это знаковое место не только нашего района, но и всего города. Такой, скажем, не очень приглядный вид. На сегодняшний день архитектура города разрабатывает проект и по мере выделения средств, скорее всего, на следующий год будет проведена полная реконструкция.

— «Арбата»?

— Да. Реконструкция подразумевает «Арбат», улицу Панфилова; до оперного театра будут разбиты велосипедные дорожки, благоустройство будет проведено, озеленение.

— Сейчас «Арбат» представляет собой такое сложное место, в котором и попрошайки, и ребята с буклетами ювелирного магазина.

— Сам «Арбат» подразумевает под собой торговую улицу, пешеходную, поэтому элементы торговли должны быть, но их надо упорядочить, направить в цивилизованное русло и я думаю, все будет здесь нормально.

— На «Арбате» много рекламы…

— Да-да. Это все в комплексе в рамках реконструкции будет решаться. Даже, например, раньше при входе на «Арбат» с проспекта Абылай-хана тут стоял запах шаурмы на весь квартал. Мы добились совместно с соответствующими органами закрытия данных заведений. Они (хозяева – V) писали на меня жалобы везде, и в прокуратуру, но мы добились закрытия. Все эти вопросы нужно упорядочить.

— У нас в городе и в Алмалинском районе в частности есть такие вот подземные пешеходные переходы. Будут ли их убирать? Потому что если город для горожан, то загонять горожан в них странно. Они неудобны.

— Понятно, но если реалистично подходить, то, как его можно убрать? Закапывать-то никто не будет. Единственно по его внешнему виду и внутреннему наполнению нужно поработать. Они все у нас на балансе «Спецпаркинга» – организации, которая занимается всеми паркингами. Совместно с ними будем работать. Донерная у них арендовала площадь, мы попросили их расторгнуть с донерной договор и привести переход в надлежащий вид.

— Значит, люди и дальше будут вынуждены туда спускаться?

— На некоторых участках улиц по-другому невозможно организовать движение.

— Вот, смотрите, две женщины перебегают улицу. Не хотят спускаться в переход.

— Как здесь по-другому сделать? Надземный переход делать?

— Сделать «зебру» или поставить светофор.

— Это будет еще один участок с пробками, поэтому пока используем переход. На некоторых участках мы планируем убрать ограждения, например, на Абылай-хана и Кабанбай батыра (там также сейчас находится подземный переход – V), чтобы люди могли переходить по светофору. Думаю, мы сделаем это в этом году. Сейчас я покажу вам один дом на Абылай хана, 165, он у нас проблемный – полуразрушенный, лет семь стоял. Буквально в мае мы инициировали иск в суд, чтобы принудить владельцев этого здания к сносу. В районном суде мы выиграли, в этом месяце будет рассматриваться апелляция одного из хозяев. Надеемся выиграть, чтобы принудить владельцев это снести, потому что в центре города такой неприглядный вид.

— Сколько в районе объектов, относящихся к ветхому жилью?

— По последним данным в районе — 131 ветхий дом. Это двухэтажные, каркасно-камышитовые дома, есть кирпичные. По ним мы начали программу «Ветхое жилье». В квадрате улиц Манаса-Байзакова-Жамбыла-Шевченко сейчас предприятие «Капстроительство» сделало проект, согласование Градсовета получили, приступают к реализации. В течение 2-3 лет они должны это все реализовать. На месте ветхих домов появятся жилые дома. Здесь я хочу показать вам еще одно направление нашей работы. В районе у нас много одно- и двухэтажных домов 50-ых годов постройки и у многих фасады находятся в неприглядном виде. Мы в этом году за счет привлечения спонсорских средств восстановили фасады 24 дома.

— Как формировался список домов, чьи фасады были обновлены таким образом?

— В первую очередь это дома в видных местах, на перекрестках, магистральных улицах. У нас более 95 домов нуждаются в ремонте фасада. Поэтапно будем проводить ремонт. По-хорошему это все жильцы должны делать, здесь мы попросили предпринимателей, занимающих помещения первых этажей дома, они откликнулись и полностью оплатили это все.

— Здесь же мы видим и магазин «Детским мир» – здание, выполненное в стиле конструктивизма. Сейчас вы видите, что фасад облеплен наклейкой. Как вы думаете, приемлемо такое оформление в центре города у площади Астаны?

Мы архитектору (районному архитектору – V) поручили этот вопрос уже с владельцами данного комплекса отработать по внешнему виду. Этот вопрос мы на контроле держим. Но я же говорю, что у нас законодательно многие вопросы в пользу предпринимателей. Буквально несколько месяцев назад наши сотрудники отрабатывали по различным рекламным вывескам. Например, магазин заказывает рекламу, натягивает у себя на окне. После нашего предупреждения, предприниматель пожаловался в прокуратуру, и прокуратура приняла его сторону, якобы мы вмешиваемся в их сферу деятельности с незаконными проверками. По данному Детскому миру поручение дано, они будут с ними отрабатывать.

Следующей точкой на карте района, которую нам показал аким – пешеходная часть улицы Карасай батыра на пересечении с улицей Абылай хана.

— Эти альпийские горки и рокарии в этом году мы организовали где-то в 6 местах. Это все без бюджетных средств, просто попросили предпринимателей, которые занимаются озеленением сделать подарок району. Такой небольшой симпатичный уголок получился, – рассказал аким о благоустроенном участке на Виноградова (сейчас улица называется Карасай батыра - V).

После осмотра рокария, водитель отвез нас в сквер БиоКомбината на Байзакова, по дороге к следующему объекту мы продолжаем интервью.

— В Алмалинском районе основное направление – это малый и средний бизнес. В нем сосредоточено много небольших ресторанов, магазинов, потому что престижно иметь здесь офис, магазин. И проходимость хорошая, и выручка, по сравнению с другими районами. Это сами предприниматели признают, – поясняет Естенов.

— Не является ли это дополнительной нагрузкой на район?

— Да, я даже вам скажу, что из 29 тысяч учеников, которые обучаются в школах района, половина – это не жители нашего района. Все хотят, чтобы дети здесь учились, здесь и работать хотят, и заведение высокодоходное открыть, и квартиру элементарно сдать. Это всегда было и будет. Ограничить это невозможно это ничем невозможно. Может это даже и плюс района. Поступления от Алмалинского района составляют 20% бюджета города. Здесь уже состоявшаяся инфраструктура, это удобно.

— Что касается парков, их в Алмалинском районе как таковых нет, только скверы…

— Есть один – парк Ганди на Гагарина. Скверы уже состоявшиеся.

— Есть ли в планах создание новых рекреационных зон для жителей района?

— Новых скверов и парков у нас разбить не получится, все-таки район со сложившейся застройкой, но есть зоны, где можно провести реконструкцию. Например, вдоль улицы Толе би оставлены широкие полосы – от дороги до домов очень большое пространство. Эти площади можно использовать для создания детских и спортивных площадок, озеленить. Мы предложили на улице Виноградова продолжить благоустройство. А новые скверы создавать у нас площадей нет. Вот такие вот пироги.

Едем по улице Шевченко, вдоль трамвайных путей, которые без дела уже почти год лежат на дорогах города.

— Трамвая в Алматы больше нет и, судя по всему, он в Алматы не вернется. Остались рельсы, когда их начнут снимать?

— По рельсам сейчас несколько вариантов прорабатывается. Убрать их технически несложно, просто деньги огромные тоже. Исходим из приоритетов – что нам важнее. Думаю, это не самая большая проблема.

Движемся дальше в западном направлении. Проезжаем те самые ветхие дома – фактурные двухэтажные застройки.

— Как после сноса будет застраиваться это место? Вырастут ли подобия многоэтажного «Столичного центра»?

— «Столичного центра» не будет, для каждого района разработан план детальной планировки, где расписано, сколько можно этажей строить, а сколько нельзя, в зависимости от сейсмичности, почв. Поэтому это место с учетом всех норм на Градсовете получил подтверждение. Здесь будет разновысотная застройка: будут низкие здания, высокие, современные комплексы. Красиво получится.

— Мы проезжали Весновку, есть ли планы по реконструкции набережной? Набережная у реки разношерстная и на отдельных участках не всегда безопасно.

— В целом по нашему району берега все благоустроены, зацементированы, в этом году она (набережная – V) выдержала сильные дожди без переливов. Весь берег забором оградить тоже неправильно будет, я думаю. Может надо больше предупредительных знаков поставить, еще раз просмотреть откосы.  

Аким показал нам обновленный сквер Биокомбината на улице Байзакова, что за зданием департамента КНБ города Алматы.

— На 11 миллионов тенге предприниматель провел здесь ремонт детской площадки, построил футбольное поле, обновил скамейки. Таких площадок в этом году без привлечения бюджетных средств мы где-то 6 сделали.

— Насколько бизнес отзывчив на просьбы акимата благоустроить такие места?

— Предприниматели в принципе готовы это делать. Уход на себя берет акимат. Мы официально говорим, кто это сделал (благоустроил территорию – V). С одной стороны реклама, с другой - городской патриотизм. Для них это небольшие деньги, поэтому идут навстречу. 

После сквера Биокомбината едем осматривать уже «наши» объекты. Первый из них – микрорайон «Тастак», до которого мы добираемся по Абая. По проспекту проезжаем пустырь, уже много лет закрытый забором:

— Одна из проблем – пустующие земельные участки. У нас по району 22 участка. В свое время был строительный бум, заложили эти участки в кредит и не смогли завершить свои проекты. На сегодня у нас есть вся база. Сегодня на бизнес-форуме мы предложили желающим, кто хочет осваивать эти площади совместно с банками. Мы полностью передадим им информацию, они с банками отработают дальнейшую судьбу этого участка.

— Вы говорили о развитии восточной части района: создание пешеходных зон, велодорожки. А что будет здесь, в западной части района?

— В западной части района, вокруг «Тастака», сейчас разрабатывается ПДП – план детальной планировки. В рамках ПДП будет развитие этого участка. Предполагается, что на месте частного сектора будут многоэтажные жилые дома. Частный сектор в центре города – это неэффективно. На последнем Градсовете получил одобрение проект инвестора – на Толе би-Ауэзова будет снесено 6 ветхих домов, на их месте будет построено офисное здание, а за ним три жилых дома. Там на углу есть кафе «Сюзанна» неприглядного вида, старые двухэтажные дома. Также и с территорией АЭВРЗ – Алматинского электро-вагоноремонтного завода.

— Мы туда как раз и заедем, этому месту посвящены несколько вопросов.

— Хорошо.

— В городе постоянно открываются точки общепита. Некоторые из них обустраивают пристройки, занимают тротуар. Насколько такое нагромождение на тротуарах легально и не претит ли это понятиям благоустройства.

— На тротуарах – это однозначно незаконно. У нас советская застройка и на первых этажах такая застройка не предполагалась, поэтому люди выкупали. Для поддержки малого и среднего бизнеса разрешили поменять целевое назначение под маленькие магазины, салоны красоты, кафе. Сейчас это в основном законно, но некоторые наши предприниматели умудряются захватить еще часть городской среды. Мы после пожара в «Юбилейном», мы обследовали на первых этажах 80 потенциально опасных объектов. Сейчас работа продолжается, уже по несколько объектам мы отменили предыдущие постановления акимата о предоставлении участков в связи с тем, что они нарушают санитарные, противопожарные нормы, захватили городские земли.

— В городе можно встретить разношерстные остановочные комплексы – какая-то часть меняется на новые, мобильные, где-то остаются старые с магазинами.

— В свое время была практика, когда остановочные комплексы с торговыми площадями предоставлялись в аренду. Поэтому у кого есть договор аренды, документы, с ними мы ничего поделать не можем.

— И в таком случае остановки остаются в прежнем виде?

— Да. Единственно, если вид какой-то неприглядный, мы будем заставлять приводить его в надлежащий. На сегодняшний день управление предпринимательства города разрабатывает типовые проекты остановочных комплексов, цветочных магазинов, киоски. Мы будем предлагать предпринимателям, чтобы они приводили свои объекты в надлежащий вид.

По пути к рынку «Тастак» скорость движения по улице Толе би снижается, поток машин уплотняется.

— Этот участок – западнее Розыбакиева по Толе би очень загруженный. Как акимат района и города решает вопросы пробок, чтобы разгрузить часть улиц?

— Мы можем разгрузить город только одним способом – пересев на общественный транспорт. Мы должны стимулировать жителей, чтобы они пользовались общественным транспортом. Улучшать саму инфраструктуру транспорта: закупать новые автобусы, создавать выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы сев на автобус можно было быстрее доехать, чем на собстенном транспорте. Во всем мире так.

— Планируется ли создание выделенной полосы общественного транспорта на Толе би?

— Это управление пассажирского транспорта рассматривает. Я вот что скажу: у нас с востока на запад идет линия метро, я думаю, с завершением следующих станций, многие люди сами пересядут на метро.

— Здесь же немного другой вопрос. Толе би – немаловажная артерия города, по этой улице курсирует много маршрутов и метро тут не совсем панацея.

— Метро же параллельно (параллельно улице Толе би – V).

— Метро же на Абая, не все готовы с пересадками ездить.

— На Панфилова, чуть выше Толе би есть станция, можно спокойно сесть и доехать до западных границ.

— А кто живет на Гоголя-Байтурсынова, например?

— К каждому дому невозможно построить станцию метро и остановку поставить, поэтому какой-то отрезок людям надо пешком пройти.

— Как вы думаете, на Толе би нужна выделенная полоса для общественного транспорта?

— Это прерогатива городского акимата, я ничего не могу сказать.

— Рынки и торговые дома на «Тастаке» разрастаются не только на Толе би, но и в южном направлении. Как будет решаться вопрос благоустройства этой зоны? Ведь рынок – это всегда много людей, много машин – не самая комфортная среда. Какие планы на этот микрорайон?

— Я, когда студентом был, сам жил на «Тастаке», поэтому этот район хорошо помню. За последние несколько десятков лет превратился в торговый центр, здесь столько рынков. Сейчас как я сказал разрабатывается ПДП, мы попросили разработчиков не расширять торговую зону, этот район и так загружен. Этот район должен больше быть спальным.

— Каким образом это будет достигнуто? Будут рынки закрывать?

— Рынки не будем закрывать, рынки переформатируются в современные торговые комплексы с подземной парковкой. Например, раньше на Розыбакиева-Шевченко был строительный рынок «Саламат». Хозяева провели реконструкцию, навели порядок. Мы и управление предпринимательства города сейчас поставили требования перед владельцами данных рынков, чтобы они разработали проект и в соответствии с этими проектами построили новые современные торговые центры. Это уже на стадии разработки проекта, то есть владельцы этих рынков знают и должны привести в соответствие.

— Это вопрос скольких лет?

— Это вопрос не одного года, конечно. В течение 2-3 лет они должны привести все в порядок. А разросшаяся вокруг торговля в частных домах – это большая проблема, которую нужно комплексно решать в рамках реконструкции рынков и сноса частного сектора.

— Также вдоль Толе би, на перекрестках от Сейфуллина в западном направлении висят старые светофоры. Когда их заменят на новые? Некоторые секции не горят, не всегда можно понять, идти или нет.

— Я буквально вчера, когда объезжал со своим заместителем, были здесь как раз. Я дал ему поручение, чтобы через городское управление внесли предложение, во-первых, восстановить все неработающие секции и в тех местах, где есть морально устаревшие светофоры, также необходимо внести предложить по их замене. 

— Давайте тут остановимся. Вы видите, что здесь идет торговля на улице, много попрошаек. Как эти проблемы могут быть решены, и кто курирует эту работу в акимате?

— Непосредственно за ликвидацию этой стихийной торговли у нас отвечает местная полицейская служба, они уполномоченные органы. Это одна из наших точек с развитой уличной торговлей. Это вечная борьба.

— Все это видят каждый день, но почему этот вопрос остается открытым?

— На протяжении 9 или 10 лет работал человек на этом участке старшим участковым. На сегодняшний день здесь новый старший участковый. Мы дали ему месяц на наведение порядка на участке. Если будут изменения, будем поддерживать. Если нет, то будем рассматривать различные варианты вплоть до освобождения (от должности – V). 

— На этом участке вы видите не очень хороший тротуар. Когда будут ремонтировать тротуары? Здесь людное место, проходное. В дожди в этих ямах образуются большие лужи.

— Я вам в начале интервью говорил, что осенью у нас будут меняться на 24 участках арычные сети под проезжей частью. Как раз в этом районе, на Толе би закрытая арычная система, она разрушена. Вода не проходит через улицу. То, о чем вы говорите – что вода скапливается, это из-за этих причин. На сегодня подрядчик определен, все работы будут проводиться. По тротуарам в этом году мы подали заявку в управление транспорта. Дальше если вы проходили по Толе би, за Розыбакиева поменяли все тротуары, поэтому в этом направлении мы работаем. Этот участок мы предложили управлению, так как они операторы. И таких участков много, не только этот. Их все мы знаем. Постепенно это будет приводиться в порядок. За 1 день весь район невозможно отремонтировать.

После прогулки до улицы Тургут Озала, мы перемешаемся на людный перекресток улиц Толе би и Ауэзова. 

— Планируется ли пробивка улицы Ауэзова до Ташкентской?

— На Градсовете поддержан проект – строительства жилого массива и в рамках этого строительства инвестор будет пробивать улицу Ауэзова до Райымбека.

— То есть, существующая там промышленная зона будет застраиваться жилыми комплексами?

— Да, инвестор обещает реализовать проект в течение 2-3 лет.

— Опять-таки, возвращаясь к промышленной зоне. Это очень большая территория. Почему бы не создать там общественную зону не только для жильцов будущего жилого комплекса, но и для жителей всего района?

— Эта территория – частная собственность, поэтому владельцем было принято такое решение. Это не городские земли.

— Они приняли решение строить дома, и вы никак не можете на это повлиять?

— Территория – полностью частная. В рамках строительства они не только жилые дома будут строить, там пробьют Ауэзова – это тоже плюс для города, детские сады, другие социальные объекты. Если тот район они освоят и доведут до финиша задуманное – это будет большим плюсом. Инвесторы подтверждают финансирование, они уверены в реализации этого проекта. На этом месте (указывая на кафе «Сюзанна» - V) тоже инвестор получил разрешение Градсовета. Это полностью будет снесено, на его месте будет современный офис, сзади три жилых дома.

— Вы верите в теорию разбитых окон?

— Безусловно.

— Смотрите. Сейчас я покажу вам здание, которое уже несколько месяцев находится в ужаснейшем состоянии, я не знаю, кто не доглядел – коммунальщики или частные владельцы…

— Этот дом частный инвестор выкупил, планирует застройку здесь. Этот дом демонтируется и дальше – шесть домов.

— По крайней мере, это будет в будущем…

— Не в будущем, а уже в настоящем.

— Давайте посмотрим. Настоящее – это вот: мусор, разбитые окна. Это не окраина города, здесь достаточно людно. Место стало магнитом для лиц без определенного места жительства. Если бы вы прошлись здесь вечером, то увидели, как тут выпивают.

— Я же вам говорю – наскоком эту проблему не решить. Решается в рамках программы «Ветхое жилье». Есть инвестор. Уже сделал проект, получил одобрение города. Он будет это все закрывать. Здесь есть несколько владельцев, с которыми он еще не решил вопрос купли-продажи. В течение 2-3 месяцев инвестор будет решать этот вопрос. Здесь будет нормальный современный бизнес-центр, сзади будут жилые дома.

— То есть вы хотите сказать, что то состояние, в котором сейчас находится это место – это нормально, это на совести…

— Это ненормально.

— Вот именно, что ненормально. Городские службы ссылаются на то, что это – частная собственность, но между тем это же выглядит отвратительно.

— Да, безусловно.

— Здесь может случиться поножовщина, да что угодно. Об этом теория разбитых окон.

— Правильно.

— Это место уже несколько месяцев находится в подобном состоянии, и вы говорите, что демонтаж будет длиться еще несколько месяцев. Выходит, полгода минимум место будет выглядеть вот так.

— Полгода не будет. Инвестор все закроет забором, будет строительная площадка. После того, как он выкупит оставшееся квартиры, он все это снесет. А вы что хотите здесь сделать? Цветники посадить?

— Причем здесь цветники? Когда что-то демонтируется или строится, то обычно закрывают красивыми плакатами.

— Он частично только выкупил. Я думаю, завтра-послезавтра попросим его, чтобы он полностью огородил и решал вопрос с жильцами быстрее. Замечание принимается.

— А сзади нас остановочный комплекс: в крыше дыра, нет скамеек, хорошо – асфальт положили. Остановочный комплекс находится на балансе акимата…

— Нет такого, что на балансе, это - частная собственность.

— То есть остановка – частная?

— Да. Но мы попросим, чтобы владелец восстановил или мы у него землю изымем. Есть механизм, рычаги есть.

— Пойдемте в сквер.

— Сквер АРО мы знаем. АРО – это условное название из-за завода АРО рядом.

— В этом парке можно часто встретить лиц без определенного места жительства. Как-то они пристраиваются?

— С этими людьми без определённого места жительства действительно есть проблемы, потому что законодательно их временно в приемник распределитель определяют, обследуют, помоют, но чтобы ограничить передвижении – такого нет. Вопрос перед местной полицией поставлен, потому что это не только в этом сквере, они и в центре. Этот сквер попадает в число семи объектов, которые мы будем сейчас, буквально на следующей неделе ремонтировать. Здесь будут восстановлены эти дорожки, детские игровые комплексы, скамейки новые, урны. Думаю, месяца через два картина будет другой. Деньги выделены, подрядчик определен. За 5 месяцев, которые я здесь работаю, все в порядок привести невозможно, но мы все проблемы, о которых вы говорите, мы знаем, работаем.

Мы выходим из сквера и поднимаемся по неширокой улице Айтиева, обочины которой плотно заставлены машинами. С обеих сторон стоят 9- и 5-этажные дома. Идем по проезжей части. Тротуар начинается позже – от пересечения Айтиева с Казыбек би.

— В рамках фестиваля современного искусства ARTBAT FEST какие-то объекты в городе преображаются. Есть ли идеи раскрасить или обновить фасады жилых домов?

— А у нас же сделали в районе, не видели? На Жумалиева, в районе Весновки одну стену украсили.

— Да, видела.

— Мы предлагали несколько домов: и по Фурманова, и по другим магистральным улицам, но у графитистов тоже есть свои требования, чтобы рисунок хорошо выглядел. Поэтому и нескольких вариантов они выбрали ту стену и еще одну они украсят. 

— На этой улице странная ситуация – частично отсутствуют тротуары. Тут, например, товарищи оттяпали часть тротуара.

— Эти товарищи бессовестные, тротуар оттяпали. Завтра их здесь больше не будет.

— Ну, смотрите. Я ведь тут недалеко живу.

— Все-все. Я лично проконтролирую, чтобы они тротуар освободили.


В течение недели незаконный навес овощников, занимавший краснокнижный тротуар улицы Айтиева, спилили. На его месте остались металлически пеньки бывшего каркаса. Торговля переместилась в помещение. Забор у заброшенного здания на Толе би-Ауэзова так и не возвели.


Ссылки по теме:

Прогулка без акима. Алатауский район Алматы

Прогулки с акимом. Талгат Разаков, аким Жетысуского района: «Мы цветы высаживаем, а их воруют, прямо уносят»

Прогулки с акимом. Владимир Устюгов, аким Турксибского района: «Все, кто хочет жить нормально, должны жить в Турксибском районе»

Прогулка с акимом. Алтай Рахимбетов, аким Ауэзовского района: «Мы сделаем пешеходную зону к озеру Сайран»

Прогулки с акимом. Беккали Торгаев, аким Бостандыкского района: «Мы зарплату получаем из бюджета. Нас содержат люди»