Vласть начинает серию репортажных интервью с районными акимами Алматы. Цель – познакомить жителей города с непосредственными его руководителями, узнать о планах по благоустройству мегаполиса, получить ответы на проблемные вопросы, а также предоставить возможность акимам рассказать о своей ежедневной работе и показать степень их вовлеченности в городские процессы.
Первое интервью мы проводим с акимом Бостандыкского района Беккали Нургалиевичем Торгаевым. Встречаемся в четверг, 26 мая, в 10.00 в его кабинете. После небольшого согласования плана действий выезжаем на подконтрольную ему территорию, где уже непосредственно на месте будем говорить о проблемах, путях их решения и перспективах района.
Справка:
Беккали Торгаев, 1961 года рождения. Возглавляет Бостандыкский район с февраля 2015 года. Ранее занимал пост акима Ауэзовского района, являлся начальником управления земельных отношений города Алматы. Трудовую деятельность начал с 1984 года.
Бостандыкский район был образован 31 января 1966 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Тогда он получил название Калининский. 12 декабря 1995 года был переименован в Бостандыкский.
Беседовать начинаем еще в машине.
- Беккали Нургалиевич, наша встреча должна была состояться еще в пятницу, 20 мая. Вы ее перенесли из-за возникших в районе проблем, связанных с обильным выпадением осадков. Как вы оцениваете последствия от стихии в Бостандыкском районе?
- По нашему району протекают две большие речки – это Большая Алматинка и Есентай, протяженностью (на нашей территории) порядка14 км и 2,5 км соответственно. Вы сами знаете, что в этом году идут обильные осадки. Практически за два дня выпадала месячная норма. Естественно любая инфраструктура города, большого мегаполиса на это не рассчитана. Поэтому в этот момент наши определенные арычные системы не справлялись с таким объемом потока воды. И в результате по дорожному полотну, по тротуарам текла вода.
У нас по воде подтоплений как таковых больших, серьезных не было. Но у нас есть ряд определенных проблем в присоединенных поселках. У нас имеются 34 садоводческих товарищества, находящиеся в горной местности. Там есть риск схода оползня. В настоящее время готов проект детальной планировки присоединенных территорий в комплексе развития генплана города Алматы. Целевое значение садоводческих товариществ в нем не изменилось.
В присоединенных поселках отсутствуют ливневые отводы, в городе они тоже не везде есть. И эта проблема на сегодняшний день существует.
- Что теперь вы с этим делать будете?
- Этот вопрос будет решаться системно на уровне города. Сейчас все районы предоставляют необходимую информацию: где вода не проходит, где накапливается, где стоит, где уводить надо и куда соединять. Но, несмотря на это нам выделяют также деньги на текущий ремонт. Что это означает? Допустим, есть двор. Там необходимо буквально метров 200-300 отвод воды сделать, чтобы уже с целой площадки отвести воду и соединить с магистральными улицами. И вот эта точечная работа уже делается. А комплексно город запрашивает, и он будет решать. В любом случае надо учитывать, что снизу вверх пойдет. Если мы всё только вверху сделаем, то, само собой, нижние районы мы затопим.
- Готовясь к интервью, я специально выезжала в ваш район, знакомилась с ним, говорила с его жителями. Знаете, мне он понравился, как в целом, и людям, с которыми я говорила. Достаточно чисто и ухожено. Проблемы, конечно, есть, но чувствуется, что они решаются. Как часто лично вы осматриваете территорию, за которую отвечаете? Есть ли у вас какой-то график?
- Спасибо. Раз я здесь аким, то я начинаю с дорог и заканчиваю проблемами наших детей, пенсионеров. За всё это несу ответственность я. Поэтому в первую очередь я придерживаюсь программы развития города «Алматы – 2020», где указаны семь основных приоритетных направлений, первое из которых - создать комфортные условия для проживания. Комфортный город. Что это означает? Человека на улице не должно ничего тревожить. Должна быть нормальная дорога без дырок, чистый тротуар, хорошая остановка - сел в автобус доехал до работы, приехал назад, у человека и настроение есть, и он хорошо работает, и дома проблем нет. Вот это элементарные вещи, которые город должен создавать, но вкупе с самими жителями.
Отвечая непосредственно на ваш вопрос. Основным источником получения информации для меня являются заявления, наш сайт и инстаграм. Также, когда я куда-то выезжаю, то в любой момент могу остановиться, выйти и сам пройтись по тем метам, где живут и ходят наши жители. Я не говорю, что заглядываю абсолютно во все уголки. Как такового у меня утвержденного графика нет, я могу выезжать каждый день. И мы естественно и днем и ночью следим за состоянием инфраструктуры района.
В это время мы подходим к первому месту, которое выбрала я, чтобы показать акиму – Орбита 1, участок дороги между домами №2, 2а, 5.
- Беккали Нургалиевич, я как раз привела вас в один из дворов микрорайона Орбита 1. Здесь дороги, как после бомбежки. Скажите, что нужно делать жителям, руководству КСК для того, чтобы дороги своевременно приводили в порядок?
- На сегодняшний день это проблема не решена. Эта территория (указанный участок дороги – V) относится к территории общего пользования. В управлении автомобильных дорог нет полномочий проводить здесь работы. Если они даже сюда метр асфальта положат, то попадут под нецелевое использование бюджетных средств. По юрисдикции КСК сами должны это делать. Но сегодня они этого делать не будут. Почему? Потому что в первую очередь они должны свою крышу сделать, они должны общедомовые приборы учета поставить, и кроме того они должны содержать свои подъезды, подвалы. У них даже на это не хватает. Теперь, как решается?
В прошлом году я по району 4730 м² произвел асфальтирование подобных дорог не за счет бюджета, не за счет жителей, а за счет спонсоров, которых нашел. На этот год я запланировал также примерно заасфальтировать около 5 000 м² подобных дорог. Допустим, мы с вами видим, что эта дорога не только одного дома касается, а касается нескольких домов. Поэтому я могу прямо сейчас позвонить и посредством громкой связи узнать включен этот участок у меня в те деньги, которые я найду, или не включен?
- Да, давайте. А вот еще арык у вас полностью забит.
- Арыки мы практически вообще не делаем. Это должны сами КСК делать. Но как я сказал, вот эти участки мы можем ремонтировать за счет бюджета, который нам выделяют на точечный ремонт. Я уверен – он у нас включен.
- Я понимаю, что лично вы не можете знать обо всех проблемных местах…
- Конечно.
-Это ответственность КСК предоставлять в акимат списки дорог и арыков, требующих ремонта?
- Нет, есть у меня отдел жилищно-коммунального хозяйства, который именно этими вопросами занимается. Мы сами и КСК собираем. Есть у меня комитет местного самоуправления (КМС). Эти КМСы в каждом районе по округу закреплены. Они всей информацией владеют: что надо асфальтировать, где траву КСК еще не скосили, кто зимой снег не убрал.
В это время на звонок акима отвечают. Мы слышим разговор в режиме громкой связи. Сотрудник акимата на том конце провода подтверждает, что участок дороги, на котором мы сейчас стоим, будет отремонтирован в этом году.
- На сайте вашего района люди пишут жалобы, просьбы по благоустройству дворовых территорий, в частности установки детских площадок. Вы отвечаете, что это входит в компетенцию КСК, а не города, а также говорите о возможной помощи частных инвесторов, которые могут выступить спонсорами в оборудовании дворов. Подскажите, как их найти? Что должны сделать люди, чтобы кто-то на безвозмездной основе захотел вложиться в их двор?
- У КСК есть деньги, которые они собирают с жильцов. Называются целевые. Это на ежедневное содержание. Кроме этого уже вступил закон в силу, который предусматривает КСК собирать на развитие по 0,02% от прожиточного минимума на каждый м²: на ремонт крыши, на текущий ремонт, на что-то еще. Захотели сделать двор – вышли, собрание провели, люди проголосовали, сказали, что готовы скинуться по 15000 тенге, 1000 тенге или 500 тенге с каждой квартиры на детскую площадку. Всё - начинают делать. Это элементарно. Но они этого не хотят делать.
В прошлом году по нашему району мы сделали 13 детских и семь спортивных площадок за счет спонсоров. Город помогает, город тоже направляет нам спонсоров. На этот год мы также запланировали сделать 16 детских площадок. Откуда берется эта цифра, и где будем их делать? У меня всего 465 дворов. Из них в 55 вообще нет никаких детских игровых площадок. Из них в 12 нет места, где их можно установить. Остается порядка 43-50 таких дворов, где необходимо установить детские площадки.
Но остальным сейчас мои КСК, мои КМС говорят: «Давайте везде собрания проводите, красьте свои детские площадки. Ваши дети играют и почему аким должен приходить и вам находить, все клеить и делать?».
- Согласитесь, что, например, есть часть жителей, у которых нет детей и им эта площадка абсолютно не нужна? Каким образом выходить из этой ситуации? Четыре человека хотят, семь не хотят…
- Есть закон о кондоминимумах. Каждый имеет общедолевую собственность. И поэтому если крыша на пятом этаже протекает, то жители четвертого, третьего, второго и первого этажей не имеют право сказать, что их это не волнует. Потому что это общедолевая собственность и, например, хоть 20 см² или м² крыши касается и того же первого этажа. Это относится и к подвалу.
- То есть не имеют права жители отказаться?
- Нет. Закон гласит, что если 2/3 проголосовало за определенные решения, то остальные обязаны им подчиниться.
- Вернемся к спонсорам, как жителям их найти?
- Вот стоит кафе (показывает на кафе, находящееся на первом этаже здания - V). Почему его владелец не может проявить гражданскую позицию? Он может предложить выделить какую-то часть денег, а остальное добавят жители. Это можно делать общими усилиями. Нормально? Нормально.
Мы садимся в машину и направляемся ко второму пункту.
- Я хотел бы уточнить по поводу детских площадок. На форуме сайта мы даем два варианта ответа: жителям необходимо самим через КСК организоваться и делать детскую площадку и благоустройство вашего двора будет возможным при изъявлении желания частных инвесторов в оказании спонсорской помощи. Я не могу утверждать, что я точно сделаю двор, так как спонсора еще необходимо найти, но если я так написал, то значит, что двор включен в список. А жителям тех дворов, в которых есть площадки, но их надо просто привести в презентабельный вид, я пишу: «Будьте добры, сами сделайте». Таких дворов большинство. У меня их 400. Их я за счет КСК самих заставлять буду делать. Это их работа.
- Мы подошли ко второму объекту - это общеобразовательная школа № 37, которая находится на перекрестке улиц Рыскулбекова – Сулейменова, последняя прямо в нее упирается. Я часто здесь проезжаю, и мне всегда становится страшно за учеников этой школы. Никаких ограждений, особых знаков перед школой нет. Насколько это соответствует нормам безопасности и планируете ли вы ставить вопрос об установке перед школой каких-нибудь серьезных заграждений?
Я сейчас именно по этой школе не могу ответить по поводу заграждения. Но общекомплексный подход есть. Этот вопрос не финансируется мною, через меня не проходит, но как я сказал, за любого ребенка я отвечаю. Поэтому если необходимо, то я могу взять в управлении образования информацию и вам дополнительно потом выслать, в каких школах что предусматривается, какая аналитика была.
Я с вами 100% согласен. Я сам тоже водитель. По поводу того, чтобы усилить и поставить какое-то заграждение, это я согласен. Надо будет смотреть. На территории школы надо ставить, а не тротуар загораживать.
- Беккали Нургалиевич, мы посмотрели два места, которые выбрала я. Теперь предлагаю вам показать три места на ваше усмотрение.
- Предлагаю посмотреть двор, который жители сами обустроили, пешеходную зону, которую сделали за счет бюджета и место, которое город сделал вместе с предпринимателями.
Мы подъезжаем на Радостовца, 255. Нас встречает улыбчивая женщина, которая, как выяснится позже, является председателем потребительского кооператива «Новый центр» Айман Кончакова.
- Я не буду гордиться, тем, что сделал я, - говорит Беккали Нургалиевич, - я хочу показать то, что делает КСК. Не я, а она (показывает на Айман Кончакову) вместе с жителями. Вот чему надо учиться. Это ее работа, я здесь абсолютно не при чем.
Айман проводит нас во двор и показывает детскую площадку, на которой еще работают люди: «В воскресенье у нас будет торжественное открытие этой площадки. На конструкции, на благоустройство собрали жители вот этих двух домов».
Женщина объясняет, что им сильно помогла компания "TURNIK.KZ", которая снимает помещение в одном из их домов: «TURNIK.KZ» сделали нам очень огромную скидку. В общей сложности вся эта площадка нам обошлась в один миллион тенге».
Посмотрев второй двор, где также имеются и игровые площадки, и спортивная зона, и зеленые насаждения, мы садимся в машину и едем ко второму месту – пешеходная зона на Тимирязева. Во время поездки продолжаем говорить с акимом.
- Расскажите о планах по благоустройству Бостандыкского района на ближайшие пять лет?
- Пять лет? Ну, спасибо за комплимент! В этом году управление природопользования разрабатывается проект по Яну Гейлу по благоустройство территории «Жас Канат». Сквер находится между Тимирязева и Бухар Жырау по западной стороне от реки Есентай. Там будет хорошая зеленая зона с велосипедной дорожкой. Тротуары будут выложены плиткой. Это будет красиво и современно.
Атакент полностью модернизируется. Вы видели, арки уже поменяли. Это сделали собственники, используя дорогостоящий материал травертин. Барахолки, которая там находится, к осени или зиме не будет. Продавцы перейдут на новый объект, который уже строится. На территории предусмотрено и спортивное поле, и павильоны. Очень интересный проект будет реализован на тех участках, на которых нет зелени. Будет велосипедная дорожка, которую планируется вывести на Жарокова, по Жарокова на Тимирязева, чтобы ее закольцевать. В одном из павильонов собираются открыть самый лучший в мире детский атракцион.
КазНУ на своей территории тоже делает большую модернизацию. Будет входная арка, внутри установят монументальные скульптуры исходя из истории нашего Казахстана.
В Ботанический сад сейчас уже заходят инвесторы. Он будет значительно преобразован. Сейчас уже на стадии проработки, просчетов, проектов. Живая работа идет. Ботанический сад приобретет прекрасный вид. Выше него рядом с КазНУ по Аль-Фараби будет музей. Это всё в недалеком будущем.
И вот представляете, у нас идет Атакент, идет Ботанический сад, дальше идет КазНУ и идет речка Есентай. Там парк небольшой «Дружба», на следующий год тоже рассматриваем его благоустройство. Ниже сквер «Жас Канат». Он уже на следующий год, если даже не в этом году он будет полностью по Яну Гейлу модернизирован. Также в этом году до осени мы модернизируем 23 дома по улице Тимирязева за счет предпринимателей.
Мы выходим на Тимирязева в районе пешеходной зоны, которую оборудовали по проекту Яна Гейла.
Многие вещи я сам вместе с застройщиком лично выбирал. Здесь у нас пять видов самой качественной плитки: пешеходная зона, зона отдыха, зона воркаут, велодорожка. Велодорожки сделали по европейским стандартам, они полностью расположены на одном уровне. Светильники, скамейки, урны подбирались в соответствии с единой дизайнерской концепцией.
Третье место, которое выбрал аким, находится на Абая,20/5. Дворы за Площадью Республики.
Мы посмотрели от куда много заявлений поступает. Сюда город нашел предпринимателей. Вот эту спортивную площадку установила фирма ТОО «Дала». Они пришли, посмотрели, согласовали с КСК что нужно. В результате появилась - огороженная безопасная спортивная зона. Детскую игровую площадку установили также за счет средств предпринимателей. Здесь две площадки сделали, третья расположена чуть ниже. Предпринимателей помог найти город. Когда я говорю город – это управление природопользования, управление энергетики и коммунального хозяйства.
- Хорошо. Вот центр города, а дороги плохие.
- Сейчас этот вопрос поднимается. Я думаю, что он найдет свое решение.
- Беккали Нургалиевич, спасибо вам большое за интервью. Вы что-то хотите еще добавить?
- Наша задача – служить. Я всегда своим говорю: «Мы зарплату получаем за счет бюджета, в который люди деньги отчисляют. Это они нас содержат. Мы должны служить и делать». Поэтому, если нам повезло работать в этом городе, я думаю, что надо успеть для него сделать что-то хорошее и полезное.