Vласть продолжает серию репортажных интервью с районными акимами Алматы. Цель – познакомить жителей города с непосредственными его руководителями, узнать о планах по благоустройству мегаполиса, получить ответы на проблемные вопросы, а также предоставить возможность акимам рассказать о своей ежедневной работе и показать степень их вовлеченности в городские процессы.
Четвертое интервью мы проводим с акимом Жетысуского района Разаковым Талгатом Кошеновичем. Встречаемся утром в пятницу, 15 июля. На входе в акимат нас просят оставить смартфоны. Кабинет акима находится на пятом этаже. Мы делаем несколько фотографий и спускаемся вниз, чтобы начать разговор уже непосредственно в «поле».
Справка:
Талгат Разаков, 1963 года рождения. Возглавляет Жетысуский район с 4 марта 2013 года. Ранее работал заместителем акима Медеуского и Турксибского районов.
Жетысуский район был основан в 1936 году.
С правой стороны от акимата расположен парк «Гульдер». Про него аким и начинает рассказывать.
– При организации седьмого района здесь было построено новое здание (акимата – прим. Vласть). После реорганизации района все культурно-досуговые центры, парки, скверы остались в центре города от Гоголя до Райымбека. Одно из хороших дел, которое мы сделали для населения нашего района – благоустроили данный парк «Гулдер». Раньше здесь просто лесопосадка проходила, а в позапрошлом году полностью обустроили. Мы обратились в город. Город пошел на встречу и через управление природных ресурсов мы полностью благоустроили здесь все: пешеходные дорожки, велодорожки, игровые площадки, площадку для маленьких детей. В настоящее время это единственный парк нашего района, где жители нашего района, а конкретно микрорайона «Кулагер» здесь могут отдыхать. Это очень удобно.
Также в районе построен ЦОН. Раньше наши жители ездили в Алмалинский район, что вызывало большие неудобства. Мы тоже обратились к руководству города Алматы, и за счет местного бюджета было построено здание ЦОНа, за что люди нашего района очень благодарны руководству города и района.
– Когда он был открыт?
– Мы открыли его 14 марта 2016 года. Еще одно хорошее дело, которое мы сделали – все наши государственные социальные объекты, обслуживающие население, которые были расположены в других районах, перевезли к нам. Это и ГЦВП и ЗАГС.
– Хорошо, давайте поедем дальше. Какое второе место вы хотите нам показать?
– Вы, наверное, знаете, что была программа «Арбат» по проекту Ян Гейла - город не для машин, а для пешеходов. У нас эта программа была реализована в микрорайоне Айнабулак. Перекрыли одну дорогу перед школой, детсадом. Вначале, конечно, было какое-то непонимание, а сейчас жители благодарны, что у них есть зона, где они могут спокойно отдыхать.
Садимся в машину.
– Талгат Кошенович, согласно данным комитета по статистике за 2015 год, Жетысуский район единственный в Алматы показал отрицательное сальдо миграции - 791 человек. Как вы думаете, с чем это связано?
– По миграции у нас положительное сальдо. У нас увеличение населения. Сейчас 159 тысяч людей и я не сказал бы, что у нас отрицательное, у нас положительное сальдо. У нас только при присоединении добавился район «Первомайка», прибавилось 10 500 человек.
– А это когда было?
– В 2014 году.
– А это данные за 2015 год.
– А сейчас у нас положительное сальдо, у нас прирост населения, рождаемость повышается, так что население нашего района растет.
– По вашему мнению, где лучше всего жить в Алматы?
– У нас промышленный район, у нас чуть сложновато. Весь район застроен – склады, заводы, предприятия. Как раньше говорили: «Ниже Ташкентской не предлагать».
Наверное, комфортнее где-то в центре, в предгорьях. В нашем районе мы тоже создаем комфортные условия для проживания: парки открываем, скверы. В прошлом году мы благоустроили два сквера.
– В связи с тем, что в районе развита промышленность, как у вас обстоят дела с занятостью, безработицей?
– Безработица у нас минимальная. По прошлому полугодию у нас было, по-моему, 324 человека, состоящие на учете официально. У нас рабочие места есть, но многие не хотят идти на эти виды работ. У нас и «тазалыки» есть. У нас вакансии есть, мы можем трудоустроить. Наши подрядные организации могут принять на работу. Тем более, сейчас сезон, у нас же строительные материалы выпускают, лакокрасочные, товарный бетон, поэтому потребность в рабочей силе сейчас есть. У нас есть переобучение по госпрограмме, на повышение квалификации, переучиваем на другие специализации.
– Как часто обращаются люди за этой услугой?
– По переобучению у нас по программе где-то в месяц, наверное, человек пять-шесть обращаются. Эту программу мы выполняем. Из бюджета выделены деньги. В этом году мы порядка 2920 рабочих мест должны создать. В настоящее время мы где-то на 60% эту программу выполнили.
Где-то на середине пути водитель замедляет скорость – впереди огромная лужа, которая образовалась после прошедшего накануне дождя. Машины с особой осторожностью пробираются сквозь нее. Аким на соответствующий мой вопрос отвечает, что лужа будет ликвидирована – специализированная техника вскоре прибудет для ее устранения.
Подъезжая к Айнабулаку, Талгат Кошенович показывает на сквер, который облагородили в прошлом году. Но мы едем дальше и останавливаемся непосредственно возле пешеходной зоны по проекту Ян Гейла между микрорайонами Айнабулак 1 и Айнабулак 2.
– Это была дорога сквозная, которая доходила до улицы Жумабаева. Мы ее полностью благоустроили. Есть и велосипедная дорожка, и закрытая территория как Арбат, как в Москве это сделано. Для автомобилистов есть объездные дороги, а здесь территория полностью для населения. Здесь две школы, два детских сада, газоны высажены, поливочную систему установили. Всё было сделано для людей, а не для машин. Жители рады.
– А цветов, почему в клумбах нет?
– Я могу вам объяснить. Цветы высажены. Здесь одна у нас проблема. Мы цветы высаживаем, а их воруют, прямо уносят. Есть такая проблема, но мы ее постараемся решить.
– Каким образом?
– Как-то, наверное, будем дежурить. В свое время мы сидели и дежурили, выставляли людей. Здесь проблема в том, что наши жители к этому имуществу относятся как-то не очень добросовестно. Каждый раз ремонтируем. Разъяснительные работы проводим, различные мероприятия, спортивные мероприятия проводим, чтобы жители все это смотрели. У нас есть предприятие, которое эту территорию полностью обслуживает. Жителям объясняем, что это делается все для них. Но есть люди, которые приходят и ломают.
Вот прекрасные шахматные столы. Спортивные зоны, зоны для детей, ветеранов, которые могут прийти спокойно в шахматы поиграть. Специально уличное освещение сделали, чтобы было безопасно.
– А вы сами, в каком районе проживаете?
– Я сам проживаю в Орбите, в Бостандыкском районе.
– Вернемся опять к статистике. За 2014-2015 годы в Жетысуском районе было введено жилых зданий почти на 60 тысяч кв. м. За это время не открылось ни одной школы, ни одного дошкольного учреждения, ни одного объекта здравоохранения, в том числе и амбулаторно-поликлинического учреждения. В районе был профицит этих мест или строительство социальных объектов не поспевает за темпами строительства жилья?
– В Айнабулаке новую пристройку к поликлинике сделали, буквально на днях откроем. Также была построена школа № 109 в Рабочем поселке в 2013 году. Да, у нас есть дефицит по школьным местам, это точечные места, также у нас есть дефицит по детским садам. Но эту проблему в настоящее время мы решаем через открытие частных детских садов. Мы в этом направлении работаем. Еще детский сад был построен в микрорайоне Айнабулак -4 на территории школы. У нас есть потребность, но в нашем районе нет свободных земельных участков. Это старый город, старый район. В этом году Жетысускому району 80 лет, юбилей как говорится. И у нас ни одного свободного квадратного метра свободного.
– Как планируете праздновать 80-летие?
– Наверное, проведем торжественное мероприятие где-то в сентябре перед Днем города. Будем чисто в рабочей обстановке отмечать как раньше, когда 70 лет району было. Я думаю, что сейчас не стоит тратить деньги на такие мероприятия, лучше социальные вопросы решать.
Садимся в машину.
– Куда теперь мы едем?
– Давайте посмотрим сквер в микрорайоне «Дорожник». Там мы как раз организовали и пешеходную зону, и территорию для выгула собак.
– А сколько у вас в районе имеется территорий для выгула собак?
– Пока одна, но мы ищем еще места. Сейчас будем еще обследовать жилые дома: сколько в них содержатся животных.
– А как будет производиться сбор этих данных?
– Пешее обследование каждой квартиры. Будем с КСК работать, они нам заранее скажут, в каких подъездах содержатся собаки, кошки, и мы по ним будем отрабатывать.
– А как часто лично вы объезжаете район?
– Я ежедневно минимум два раза в день объезжаю район. Утром смотрю, где какие у нас проблемы, по содержанию дорог, парков, арычной сети, по покосу. А после обеда я уже объезжаю точечно микрорайоны, внутриквартально, смотрю, как содержит КСК свои территории и здания.
– То есть прямо каждый день?
– Каждый день. Без этого невозможно.
Приближаемся к скверу, проезжая мимо старой остановки с поломанными скамейками.
– А здесь автобусы ходят?
– Здесь автобусы ходят и по главной, и по микрорайону Дорожник.
– Сейчас мы проехали мимо остановки, которая находится в ужасном состоянии.
– Мы сейчас все остановки обследовали. Новые пилотные уже установили.
Вот это огромная территория. Тут были заросли – дороги не было видно (аким показывает на сквер). Мы здесь все отработали, газоны высадили, тропинки сделали, скамейки сделали, урны, четыре игровые площадки поставили, чтобы люди могли отдыхать. А вот для собачек наших специальная дорожка, чтобы люди не мешая другим, могли спокойно их выгуливать. Это то, что сделано для жителей. Сюда чернозем завезли, газоны высеяли. Полностью обслуживаем, содержим, жители спокойно могут сюда приходить и отдыхать.
Северное кольцо – это магистральная трасса. После открытия развязки, я думаю, очень удобная будет здесь дорога.
– А скажите, эти лотки с арбузами законно здесь стоят? (показываю на торговые этажерки, расположенные вдоль улицы Северное кольцо)
– Это незаконно. Мы ежедневно их демонтируем, но они каждый день появляются. У нас бригада есть – это наша местная полиция, экологи. Согласно законам мы не имеем права их (продавцов – прим Vласти) забирать, мы должны документы оформлять, у них документов нет, но мы как-то беседу проводим и ликвидируем. Ежедневно две бригады в этом направлении работают.
– То есть им просто штрафы выписывают?
– Да, штраф выписываем, вывозим их этажерки. Эта территория — излюбленное их место.
– Не изучали ли вы данные, есть ли взаимосвязь между открытием центров досуга для жителей и количеством преступлений? Снижается или нет?
– Да, снижается, особенно детская преступность.
Мы садимся в машину. Следующий пункт нашей остановки - место, которое выбрала я, микрорайон Кулагер.
– Пока мы едем, расскажите, чем вы можете порадовать жителей вашего района в ближайшей перспективе? Как будет благоустраиваться район?
– В этом году в нашем районе очень важная работа будет сделана. Это благоустройство русла реки Есентай по программе «Реки Алматы». Дошли до нашего района, наверное, это один из последних участков, начиная от проспекта Райымбека до «Первомайки». Но самое важное в этом году будет сделано – это участок от Райымбека до БАКа. Полностью будет сделан. Я думаю, что очень большая проблема будет снята. Работы уже начались. С Райымбека уже техника идет, сносят деревья, мешающие руслу реки.
Также в этом году у нас будут проводиться работы по ремонту улицы Жансугурова, которую давно не ремонтировали. Там планировалось строительство развязки, но сейчас этот проект приостановили. Также будет производиться модернизация жилых домов в Кулагере, порядка 10 домов.
– Модернизация что под собой подразумевает?
– Полностью ремонт жилого дома и тепловых сетей. Если жители согласятся, то будут установлены тепловые пункты вместо элеваторов, которые будут регулироваться, а также проведем ремонт кровли, фасадов.
– Это за чей счет?
– Модернизация ЖКХ проходит за счет жителей на долгосрочный беспроцентный кредит, который выдает государство. Потом жители жилых домов его возвращают.
Сейчас мы планируем ремонт еще двух детских домов по сейсмоусилению, заявку уже подали. Администратор программ - управление строительства.
Вот эта развязка на улице Северное кольцо будет построена. Также модернизация рынков идет: «Давун», «Алатау», «Салем». В настоящее время это уже не рынки с контейнерами, а прекрасные торговые дома.
– Какие итоги вы можете подвести по модернизации барахолки? Налоговые отчисления увеличились или уменьшились?
– На том же уровне остались, но после проверки даже чуть поднялись. Я думаю, что отчисления увеличатся после того, как «Адем» завершит восстановление сгоревшего павильона, «Алатау» достроит два больших павильона, а «Давун» запустится. Сейчас после проверок отчисления поднялись. Мы сейчас по налоговым поступлениям идем с опережением - на 51% мы уже план выполнили, так что темпы не снижаем. Малый и средний бизнес дают 69% налоговых поступлений. Это основные налогоплательщики.
– В последние годы кризисное состояние как-то отразилось на работе частных предприятий?
– Произошло немного снижение объемов у крупных предприятий, а малый и средний бизнес держится.
Мы подъехали в микрорайон Кулагер. Вышли на аллею, которая расположена между домами 58 и 64.
– Место, которое я выбрала вам показать, находится рядом с акиматом, поэтому предлагаю сначала пройти туда. Перед каждым интервью с акимом я неоднократно выезжаю в район – знакомлюсь с ним, говорю с жителями. По вашему району могу отметить, что больших нареканий от жителей не слышала – в основном людей волнуют вопросы, входящие в компетенцию КСК, в частности, ремонт подъездов в микрорайоне «Кулагер» д.57, 58, а также обустройство детских площадок. Одну из них я вам покажу. Несколько людей попросили спросить у вас, не рассматривается ли вопрос открытия в «Кулагере» в школе-гимназии №148 русских классов? Говорят, что до ближайших школ с русским языком обучения далеко добираться, а детей одних не отпустишь.
– Ближайшая школа с русским языком обучения находится на улице Ратушного. Да, буквально неделю назад такие заявления поступили по 148 школе и, по-моему, по 171 школе. Давайте мы это изучим. До этого этот вопрос никогда не ставился, но эта все-таки специализированная школа. Это лицей №148, она одна из самых сильнейших у нас школ в районе и по городу она входит в число лидеров. Этот вопрос мы изучим, это все-таки основная прерогатива управления образования, мы с ними проработаем и заявителям дадим ответ.
– Мы сейчас идем по хорошей, но пустой аллее? Скажите, планируется ли ее как-то благоустроить?
– В этом году, наверное, будем стараться ее благоустроить, заменим скамейки. Сейчас нашему району выделены финансовые средства на текущий ремонт трех скверов: на Жангильдина-Рыскулова, на Ратушного и в Кокжиеке. Мы постараемся эту работу завершить и тут тоже постараемся работу продолжить. Посадки каждый год производим. В прошлый раз мы специально посадили культивированные деревья, мы как раньше простые деревья уже не высаживаем. Сортовые деревья лучше приживаются и лучше в обслуживании.
– Мы подошли к детской площадке, которую я вам хотела показать. Качели без качелей. Кто отвечает за их содержание?
– Это дворовая площадка, за нее отвечает КСК. Вот это все мы в прошлом году установили (показывает на качели), компания, которая строила это здание (здание партии «Нур Отан»), установила и это оборудование. Сейчас уже все разобрано, убрано. Мы все качели отремонтируем по программе.
– То есть это за год все пришло в уныние?
– Где-то за два года все пришло. Два года назад было построено это здание и установлена площадка.
– Это вопрос либо вандализма, либо вопрос качества?
– Вандализма. Это все заводское, московского производства.
– Знаете, руководитель ОФ «Sport concept», который занимается как раз обустройством детских спортивных площадок, Анна Шелепова, поднимает вопрос о некачественном оборудовании. Площадки устанавливают, а через год они уже приходят в негодность. Как у вас с поставщиками работа обстоит?
– Сейчас уже конкретно по программе у нас на 30 дворов выделены деньги. Эти 30 дворов уже определены. Там будут устанавливаться антивандальные импортные качели, игровые площадки, которые будут сделаны не кустарным методом, как эти сделаны (показывает на беседку), а будут с сертификатами качества. Это будут такие же детские площадки, как в «Меге». Одна игровая площадка, комплекс, который в «Меге» стоит, 1 млн 800 тысяч тенге стоит. Такие будем устанавливать.
– А что посоветуете жителям конкретно вот этих домов 57, 58, которые ко мне обратились с тем, что в их домах уже около 7-8 лет не ремонтируют подъезды и они никак не могут воздействовать на КСК?
– Мы уже начинаем эту работу. В этом году мы включили 529 домов, в которых будут производиться различные виды ремонта.
– Это за чей счет?
– За счет средств КСК. Где будет фасад ремонтироваться, тепловая система или кровля. Это на выбор жителей, где основные жалобы были. В этом направлении мы работаем. В этом месяце мы должны отремонтировать 116 домов. Это различные виды работ, а не капитальный ремонт. Но основные проблемные участки будут ремонтироваться и каждый месяц мы будем отчитываться перед городским руководством о проделанной работе.
– Спасибо вам за интервью, может, вы еще что-то хотите добавить?
– Будем стараться выполнить все поставленные задачи.