Давид Камински, Адильжан Псяев, специально для Vласти. Фотографии Жанары Каримовой

Фабрика деталей алматинского модернизма

Место, где создавалась корона гостиницы «Казахстан» и чешуйчатая крыша Дворца Республики

Фабрика деталей алматинского модернизма

Алматинская архитектура советского периода обладает множеством специфических, характерных черт. Одна из них — использование декоративных металлических панелей, которые производились в цехах предприятия, ориентированного изначально на ремонт автомобилей.

Авторы выражают благодарность архитектору-реставратору Илье Малкову, который вдохновил авторов на эту статью.

Алма-Атинское авторемонтное объединение №1 появилось на базе Центральной аккумуляторной станции, созданной в 1930 году. Предприятие занималось в основном производством и ремонтом автомобильных аккумуляторов, но также имело небольшую экспериментальную лабораторию. Его мощности заметно возросли во время войны, когда сюда было эвакуировано оборудование и специалисты из европейской части СССР. Тогда предприятие превратилось в полноценную фабрику.

В 1956 году Аккумуляторная фабрика была превращена в Алма-Атинский авторемонтный завод №2, затем реорганизованный в Алма-Атинское производственное авторемонтное объединение №1 или сокращённо АРО. Задачей предприятия являлся ремонт и реставрация растущего парка автомобилей и развитие новых более эффективных методов выполнения этой работы.

Но помимо своей основной деятельности предприятие сыграло большую роль в развитии архитектуры Алматы. Оборудование компании позволяло производить на нём не только автомобильные, но и архитектурные детали.

Первыми архитектурными элементами, которые начал выпускать АРО, являются витражи. После стилистического переворота в сторону модернизма, архитекторы начали всё активнее применять широкие плоскости стекла в своих проектах.

Главным материалом для производства витражей был алюминий. Сами цеха предприятия стали выставочной площадкой для этого вида изделий. Они используются в абсолютном большинстве окон на территории АРО и имеют характерный паттерн. Их устанавливали как в новых постройках, так и заменяли ими старые деревянные рамы.

Но самым знаковым и запоминающимся продуктом АРО стали алюминиевые панели, которые вошли в архитектуру советского модернизма с конца 60-ых годов. Их применение стало отличительной чертой модернистской архитектуры города в тот период.

Эти панели и «чешуйки» изготавливались из листов алюминия, согнутых с помощью гидравлических прессов. Использовавшиеся при этом выкройки напоминали инструкции для оригами. После получения формы элементы помещались в специальные гальванические ванны, где под действием электрического тока и кислоты на их поверхности образовывалась плёнка. Она обеспечивала защиту металла от воздействия внешней среды. Знаковый для Алма-Аты золотой цвет этих «чешуек» возникал за счёт проведения процесса анодирования при низких температурах.

Специальные ванны, в которых обрабатывались элементы, до сих пор остаются на территории АРО, но уже вне цехов, сейчас они находятся в стадии утилизации.

Объединение сохраняло и использовало излишки произведенных элементов для украшения собственных цехов. По этим артефактам можно напрямую установить к каким проектам АРО имело отношение.

Одним из первых зданий в городе, где использовались такие элементы, был Дворец Ленина (современный Дворец Республики). Построенный в 1970 году, он являлся одним из самых авангардных проектов своего времени. Его конструктивная особенность вылилась в его знаковую архитектурную черту, а именно — кровля здания выполнена в виде отдельной плиты, покоящейся на шести пилонах. Чтобы подчеркнуть этот элемент, архитекторы покрыли его нижнюю часть множеством золотистых чешуек сложной формы, при этом они были закреплены как снаружи, так и внутри здания.

Но в ходе реконструкции 2010-2011 года от оригинального облика Дворца Ленина осталась только общая композиция. Тысячи чешуек уничтожили.

На территории АРО сохранилось небольшое количество чешуек, едва отличающихся от тех, которыми был украшен Дворец Ленина. От использовавшихся на дворце элементов их отличает только отсутствие одной небольшой складки.

Множество произведённых объединением элементов было применено в отделке фасадов и частично интерьеров гостиницы Казахстан. Сразу два вида алюминиевых элементов есть в оформлении входной группы гостиницы.

Из-за реконструкции интерьера фойе они остались только с внешней стороны козырька, но раньше они словно бы перетекали сквозь витраж, размывая границу внутреннего и внешнего пространства.

Первые из этих элементов — вогнутые золотые полусферы, покрывающие внутреннюю часть кессонов на козырьке. На территории предприятия они также закреплены над входом в один из цехов, но в отличие от элементов на гостинице, полусферы здесь лишены характерного окраса, поскольку не прошли химическую обработку.

Используемые в козырьке панели с овальными углублениями получили куда большее распространение за пределами здания гостиницы Казахстан. Они использованы для украшения балконов на множестве жилых зданий. Например, панели применены в качестве балконных ограждений в доме на пересечении проспекта Назарбаева и улицы Богенбай батыра.

Покрывающие подиум и торцы самой башни прямоугольные панели АРО использовало для отделки здания заводской столовой. Здесь тот же мотив чередования элементов. Вне фасада гостиницы и территории предприятия эти алюминиевые детали довольно редкие и появляются уже без золотого окраса на боковых стенках балконов жилого дома на углу улиц Тулебаева и Джамбула.

На АРО была выполнена и корона, венчающая здание гостиницы. Для изготовления её особо крупных элементов на территории объединения установили специальные глубокие ванные.

Произведённые элементы сохранялись и в интерьерах цехов. Например, на втором этаже одного из них можно обнаружить алюминиевые панели, которыми покрыт потолок здания городского аэровокзала.

Элементы, близкие по форме к этим «чешуйкам» были предположительно изготовлены на АРО для Центрального рынка, нынешнего Зелёного базара. Здесь они покрывают потолок центрального зала, а также внутреннюю и внешнюю сторону девяти пирамид над ним.

Огромным числом объёмных панелей покрыт потолок зала ожидания на втором этаже автовокзала Сайран. Возможно, что они тоже могли быть выполнены на АРО. Из этой рельефной плоскости выступают несколько крупных люстр, оформленных в виде своеобразных цветов. Построенное в 1983 году здание сегодня находится в процессе обретения официального статуса памятника архитектуры местного значения.

Это, вероятно, самые крупные панели из тех, что были произведены объединением. При этом несмотря на одинаковую форму, панели ближе к центру окружности постепенно уменьшаются в размерах, создавая иллюзию перспективы, визуально увеличивая купол цирка. При этом панели на цирке не анодированные, а окрашены белой фасадной краской.

Оборудование АРО позволяло производить и криволинейные элементы, такие как чешуйки на куполе Дворца Школьников, построенного в 1983 году архитекторами В. Кимом, А. Зуевым и Т. Абильдой. Чешуйки наслаиваются друг на друга, скрывая элементы креплений.

Помимо чешуек и панелей производились орнаментированные солнцезащитные решётки из алюминиевых профилей, набиравшие популярность среди архитекторов в 70-ые годы.

Например, Дворец бракосочетания, построенный в 1971 году, полностью опоясан такими полудекоративными элементами. В 2017 году они были временно сняты со здания для реставрации, но сегодня возвращены на место.

Также солнцезащитные решётки одновременно с оригинальными алюминиевыми витражами можно увидеть на здании Универсама, который появился на проспекте Жибек Жолы в 1979 году.

В целом использование солнцезащиты стало характерной чертой общественных зданий того периода алматинской архитектуры. К созданию многих из них весьма вероятно причастно Авторемонтное объединение №1.

На южной окраине территории предприятия располагается его дом культуры. Здание построено в 1957-1960 годах, но со временем, следуя веяниям архитектурной моды, подверглось многочисленным изменениям, в том числе в советский период. Так, например, фасад переоблицован ставшим популярным в 70-ые годы ракушечником.

Оригинальную внутреннюю планировку здания сложно распознать среди современных перегородок, появившихся, когда здание превратилось в офисный центр. Только по художественной композиции из цветного литого бетона с вкраплениями меди можно предположить, что узкий коридор когда-то был центральным фойе дома культуры. Тем не менее, здесь же сохранились нетронутыми аутентичные двери с декорированными ручками.

На лестничной клетке можно обнаружить другое изделие АРО — лестничные перила. Заводским прессам не представляло никакого труда сгибать металл в такие орнаментированные формы. Такой дизайн лестничных ограждений использовался также во Дворце Ленина и до сих пор сохранился в Национальной библиотеке.

Дальнейшая судьба территории АРО и расположенных на ней построек не ясна. Промышленная зона, частью которой является предприятие, постепенно перемещается на новое место в Алатауском районе, территории заводов отдаются под коммерческую застройку. Множество цехов сейчас попросту заброшено, а используемые до сих пор заняты лишь частично. Поэтому сложно говорить о возможности возобновления производства здесь архитектурных деталей как для новых проектов, так и для восстановления оригинального облика старой архитектуры. По сути эпоха декора из анодированного алюминия и солнцезащитных решёток осталась в прошлом.

Территория и отдельные постройки бывшего Алма-Атинского авторемонтного объединения №1 обладают архитектурной и исторической ценностью не только сами по себе, но и как место, где в буквальном смысле производилась алматинская архитектура. Наличие в городе такого предприятия и его мощности позволяли архитекторам воплощать в реальность свои самые смелые задумки.

В Европе и Северной Америке, даже в некоторых городах России, бывшие индустриальные комплексы после реконструкции и реставрации становятся драйверами ревитализации всего окружающего их района. Бывшие цеха превращаются в общественные и культурные пространства.

В будущем примером такого бережного и разумного подхода к наследию мог бы и стать и АРО. Место, сыгравшее огромную роль в создании модернистской Алма-Аты заслуживает того, чтобы самому стать такой достопримечательностью.