Скоро на рассмотрение правительства будет направлен проект, по которому автомобилистам разрешат выезжать по полосу общественного транспорта, оставив для автобусов только часы пик – с 7.30 до 9.30 утра и с 17.00 до 20.00. Идея эта вызвала много откликов и вопросов, на которые никто из инициаторов этого нововведения так и не ответил. Сама история с выделенными полосами стала отличной иллюстрацией к концепции «слышащего государства».
22 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату «решить вопрос использования специально выделенных полос вне часов пик и в выходные дни». Именно решить, а не изучить. МВД 17 мая опубликовало проект постановления о внесении изменений: предложено вне часов пик, почему-то единых для всех городов страны, разрешить автомобилям выезжать на автобусные полосы. Проект оказался откровенно сырым: в нем никак не прописаны ни механизмы, ни цели, ни последствия, ни причины. В последнем пункте МВД честно указало, что опирается только на поручение президента страны. Кроме того, в министерстве считают, что это нововведение ничего не будет стоить налогоплательщикам: видимо, дорожные знаки возникнут из ниоткуда и бесплатно самоустановятся на дорогах всех казахстанских городов.
25 мая, после того, как специалисты по транспорту и простые казахстанцы выступили против этой идеи прямо на странице проекта, председатель комитета административной полиции МВД Мурат Баймукашев заявил, что население поддерживает использование автобусных полос вне часов пик для передвижения автомобилей. Он сказал, что министерство давно прорабатывало этот вопрос и это поможет снизить нагрузку на дорожную сеть.
Если бы Баймукашев в день своего выступления зашел на страницу проекта, он бы увидел, что дизлайков там куда больше, чем лайков. Если бы он начал читать, что пишут в комментариях люди, то не был бы так уверен в народной поддержке. В момент этого заявления почти все комментарии были негативные: казахстанцы призывали чиновников передумать и задавали вопросы МВД, на которые так никто и не ответил, и, похоже, не ответит. Пока что обсуждение проекта — это одностороннее движение. Низы спрашивают верхи, а верхи отмалчиваются.
Что пишут люди
Ерден Абдыкарим: «Если примете (изменения – прим. V), то придется задуматься о покупке личного авто, т.к. передвигаться на автобусах станет невыносимо. Мы столько лет шли к комфортному ОТ, а вы сейчас хотите разрушить все старания из-за одного необдуманного популистского высказывания президента и толпы поддакивающих водителей, которые думают лишь о себе (которые, кстати, позже сами пожалеют об этом решении, т.к. пробок станет гораздо больше). Не слушайте сообщество водителей, им никогда не угодить и от их хотелок могут пострадать все жители города. Нельзя разрешать всем подряд ездить по выделенным полосам. Ни в какое время, даже ночью. Они на то и выделенные полосы. Должна быть дисциплина. У нас и так с культурой вождения проблемы, а так вообще коллапс будет. Советуйтесь с экспертами данной области, а не с дилетантами. Нужно мыслить глобально и дальновидно».
Наиль Саяков: «Я категорически против!!!! Я уже полгода как перестал пользоваться машиной и пересел на 32 маршрут из-за БРТ. 1. Сейчас при действующем запрете огромное количество нарушений и полиция никак не штрафуют нарушителей. По Наурызбай батыра на полосе с утра до вечера вообще парковка. По Толе би та же ситуация. 2. Как вернуться на полосу в запрещенное время сотням машин, когда полосы будут заняты на 100% ???? Это же приведет к еще большим заторам. 3. Наше общество не готово к такой пунктуальности и соблюдению временных режимов. Все будут ссылаться на то, что не посмотрели на время. 4. Полоса БРТ используется пожарными и скорой в случае необходимости. 5. Зачем вообще разрешать пользоваться в выходной и в не час пика, если машин на дорогах становится меньше? Это же нелогично».
Асель Крыкбаева: «Против внесения данных изменений в Правила. Считаю, что выделенная полоса должна использоваться только общественным транспортом, а другим транспортным средствам нельзя разрешать осуществлять движение и остановку на выделенной полосе в "остальное время", поскольку данное решение не решит проблему пробок, а только усилит, создаст аварийные ситуации и дополнительные возможности для коррупции (если не успели перестроиться до/после часа пик). Добавлю, что после окончания Универа ездила на такси и только после выделенной полосы, отметив его преимущества, пересела на ОТ и на одну машину в городе стало меньше. Очень надеюсь, что МВД учтет наши замечания, а то на момент их заявления 25 мая: «Население поддерживает идею пустить на автобусные полосы автомобили» из 101 комментария было всего одно поддерживающее».
26 мая, после заявления МВД, наконец, появились и положительные комментарии, правда, все они умещались в два слова: «Полностью поддерживаю». Можно только догадываться о причинах такой схожести и лаконичности. Но если использовать поиск в Гугле, то можно заметить, что приличная часть этих комментариев оставлена самими сотрудниками МВД. Так, к примеру, Алмасхан Тастанбеков служит в полиции города Туркестана и твердо поддерживает идею пустить на полосу общественного транспорта машины. К слову, в самом Туркестане есть всего одна выделенная полоса для общественного транспорта — ее протяженность 9 километров. Нуржан Мутаев — инспектор ДВД по Туркестанской области. Сержан Туйешиев — полицейский из Актау, Нуржан Календаров — сотрудник полиции Кызылординской области, Берик Жумагужин — из полиции Костаная, этот список можно продолжать долго. Остается порадоваться такому единодушию полицейских, поддерживающих проекты родного ведомства.
К 27 мая количество лайков на странице проекта резко возросло, а лаконичных поддерживающих комментариев стало намного больше. Это обсуждение завершится 31 мая.
Что говорят специалисты
Ризван Цинаев с 2016 по 2019 год возглавлял «Алматыэлектротранс», в начале 2020 года снова вернулся на этот пост, но несколько месяцев назад ушел по состоянию здоровья. Как раз во время его работы в Алматы начали строить линию БРТ и увеличивать количество полос для общественного транспорта. К Цинаеву, имеющему огромный опыт практической работы, никто из разработчиков нововведения не обращался за экспертной оценкой, и он негативно относится к идее МВД:
«По выделенным полосам общественный транспорт стал двигаться значительно быстрее и без остановки, ярким примером служит улица Тимирязева в Алматы, где общественному транспорту не создается помех припаркованными машинами и отсутствуют иные помехи в виде перестроения между полосами других участников движения. Наш город может гордиться улицей Тимирязева — такими должны быть городские улицы. Её неоднократно ставили в пример известные эксперты в области транспортной политики. По моим наблюдениям после запуска выделенной линии по ул. Тимирязева пассажиропоток на ней ежедневно рос в геометрической прогрессии. А количество ДТП с участием общественного транспорта снизилось как минимум на 80-90%.
В межпиковое время по полосам движения автомобилей отсутствует трафик (пробки) на дорогах, поэтому надобности в использовании выделенных полос общественного транспорта просто нет».
В 2018 году Цинаев устроил большой затор на улице Толе би: он приказом запретил водителям маршрута №201 пересекать сплошную линию разметки выделенной полосы: «Если честно, это было сделано мной намерено, чтобы привлечь внимание дорожной полиции и акимата к проблеме работы выделенных полос, на которых по улице Толе би осуществлялась парковка, остановка, посадка/высадка пассажиров. На какое-то время это дало свой эффект – дорожная полиция стала наводить порядок, но сегодня выделенная полоса для общественного транспорта по Толе би все так же работает неэффективно».
Получается, что дорожная полиция за все эти годы, по крайней мере, в Алматы не смогла навести порядок на выделенных автобусных полосах. А новое решение еще сильнее усугубит проблему, которую в МВД не видят. В Алматы первая выделенная полоса появилась в 2015 году — на проспекте Абая. С тех пор каждая новая полоса вызывает массу возмущений автомобилистов: так осенью 2020 года для общественного транспорта выделили полосу на проспекте Суюнбая. Тогда автомобилисты создали петицию с просьбой отменить это решение, а аким Алматы Сагинтаев высказался в том духе, что благодаря автобусным полосам люди пересаживаются на общественный транспорт, потому что он движется быстрее, и это в том числе, влияет и на улучшение экологии.
Архитектор и городской активист Давид Камински считает, что МВД своим решением нанесет удар по общественному транспорту, особенно на фоне того, что государство, похоже, перестало обращать внимание на его развитие: «О вреде, который наносит эта иррациональная, но абсолютно популистская поправка, было сказано уже достаточно много. Это и абсурдная идея единого времени часа пик для всей страны, и невозможность адекватно контролировать соблюдение временного режима, и даже если бы эти вопросы каким-либо образом удалось решить, стабильности и эффективности работы общественного транспорта всё равно будет нанесен огромный ущерб. И это будет удар по всем городам Казахстана, ведь абсолютно в каждом городе основой систем общественного транспорта являются автобусы, чей стабильный график и высокая скорость движения зависят от создания и поддержания сети выделенных полос.
Но ещё большее разочарование эта инициатива вызывает в контексте прочих новостей, касающихся общественного транспорта в стране. До этого мы слышали новости о приватизации автобусных парков, в частности, алматинского Алматыэлектротранса (а Алматы имел самый негативный опыт его приватизации), в столице была ликвидирована, но недавно возвращена выделенная полоса на проспекте Кабанбай батыра, при этом алматинский скоростной трамвай, так необходимый городу уже сейчас, абсолютно исчез из информационного поля. Помимо этого, ещё и в прошлом году мы столкнулись с практикой отмены работы общественного транспорта в выходные дни в Алматы и столице — практика, не имевшая адекватных аналогов в мире.
При всех громких декларациях властей о социальной поддержке граждан, общественному транспорту, являющемуся исключительно социальной услугой, вместо поддержки и развития подобными инициативами наносится только вред. Притом именно транспортная мобильность, то есть, возможность за адекватное время и с достаточным удобством добраться до точек концентрации рабочих мест, в том числе более высокооплачиваемых, чем рядом с местом проживания, в конечном счете переходит в мобильность социальную. Если люди смогут добраться до работы, то никакая АСП им не понадобится.
Хотелось бы видеть полный разворот этих тенденций и понимание властями, в том числе президентом, реальной роли и значимости общественного транспорта. Даже в России федеральные власти осознали его важность и будут финансово поддерживать развитие систем общественного транспорта в регионах. Но для Казахстана идея республиканской поддержки развития общественного транспорта с учетом нынешних новостей кажется фантастикой», — говорит Камински.
Вся эта история больше, чем выделенная полоса для общественного транспорта. Это в первую очередь пример того, как принимаются и как (не)обсуждаются решения. Это отличный пример «слышащего государства» в действии. Это и вопрос необходимости экспертной оценки и вообще того, как устроена власть в стране и городах. Ведь ни один аким ни одного города никак не высказался об идее президента и МВД. Градоначальники продолжают соблюдать субординацию, в которой прекрасно понимают, кто их главный работодатель и что он хочет.
Поддержите журналистику, которой доверяют.