Роман Барабанов, специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan, фотография Данияра Мусирова

Антиаварийный дизайн улиц

Какие изменения нужны на дорогах городов для того, чтобы уменьшить количество ДТП

Антиаварийный дизайн улиц

28 октября был запущен Глобальный План Десятилетия Действий По Обеспечению Безопасности Дорожного Движения 2021 - 2030. Роман Барабанов рассказывает о том, как на ДТП в городах влияет дизайн улиц и какие изменения нужны не только на дорогах, но и на законодательном уровне.

В Глобальном плане содержатся ключевые направления, которые требуют внимания и финансирования со стороны правительств государств. К ним относятся:

Безопасная дорожная инфраструктура

Безопасное пользование дорогами

Планирование мультимодальных транспортных систем и землеустройства

Безопасные транспортные средства

Оказание помощи пострадавшим в ДТП

Если проранжировать эти направления применимо к ситуации в Казахстане, то можно выделить первые три пункта, так как в них заложено наибольшее количество проблем.

Изучив статистику аварий в республике, можно отметить, что в 2020 году основная часть ДТП произошла в населенных пунктах, то есть 74,6% (в 2019 году этот показатель составил 76,3% ). За 8 месяцев 2021 года их доля составляет 72,6%.

Более того, высока доля смертельных ДТП, связанным с наездом на пешехода: в 2020 году — 29% от общего количества погибших, за 8 месяцев 2021 — 26,9%, лишь подтверждает статистику по дорожным авариям в населенных пунктах.

Что же приводит к таким показателям? Проблему можно разделить на две части: стандарты проектирования улиц и сфера правоприменения.

Стандарты проектирования

Наиболее ярко проблема устаревших стандартов выражена в ширине полос движения. Рассмотрим таблицу 5-2 «Расчетные параметры улиц и дорог городов» в своде правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов».

На данный момент нет существенной разницы в ширине полосы движения, даже при разном скоростном режиме. Так на магистральных улицах скоростного движения, при расчетной скорости в 80 км/ч ширина полосы составляет 3,5 м, а для улиц и дорог местного значения, в том числе и для улиц в жилой застройке при расчетной скорости движения в 40 км/ч ширина полосы остается такой же — 3,5 метра.

То есть и улицы, где доминирует транзитный трафик в больших количествах, и улицы, где преобладает движение пешеходов, имеют одну и ту же ширину полосы движения, что просто противоречит логике безопасности дорожного движения.

Например, свернув с магистральной улицы на улицу местного значения, водитель может заметить разницу в количестве полос движения, но не в изменении площади свободного пространства вокруг автомобиля. Это в свою очередь приводит к возможности сохранения высокой скорости движения и резких маневров, если нет каких-то физических барьеров вроде «лежачих полицейских» или наличия светофоров.

Из-за превышения скорости, установленной Правилами дорожного движения или дорожными знаками, совершено 3 732 ДТП, или 27,6% от общего количества ДТП, то есть в дизайн улиц изначально заложена скорость, которая выше скоростного ограничения, установленного на знаках.

Отсюда, в том числе и большое количество ДТП с участием пешеходов: высокая скорость движения, широкая проезжая часть полностью противоречат безопасной среде.

Более того, каждый дополнительный метр пешеходного перехода увеличивает риск ДТП с участием пешеходов на 6%. В результате простое сужение полос движения с 3,5 до 3 метров на улице с двумя полосами позволит снизить риск ДТП на пешеходном переходе с участием пешехода на те же 12%.

Рассматривая ДТП с пешеходами, нельзя не отметить и тревожную ситуацию с ростом пострадавших несовершеннолетних — их количество увеличилось с 1808 (показатель за 8 месяцев 2020) до 2298 (показатель за аналогичный период 2021) и составляет 18,8% от общего количества пострадавших. Это означает, что улицы стали еще более опасными для тех, кто не может ездить на автомобиле и выбирает пешие передвижения, перемещения на велосипеде либо на самокате.

Также в городах зачастую минимальное скоростное ограничение устанавливается на уровне 40 км/ч, в то время как безопасная скорость движения, которая минимизирует риск получения тяжелых травм или ДТП со смертельным исходом — 30 км/ч (без учета нештрафуемого порога, который в Казахстане +10 км/ч от ограничения скорости).

Более того, установление ограничение скорости движения в 30 км/ч было главной темой Глобальной Недели Безопасности Дорожного Движения ООН в мае этого года. На мировом уровне эксперты по безопасности движения, а также специалисты в области медицины призывали лидеров стран и городов к решительным действиям. И в Москве уже готовят знаки на некоторых улицах под скорость 30 км/ч.

Фотография Жанары Каримовой

Ситуация с правоприменением

Безусловно, масштабная корректировка стандартов сможет сделать наши города безопаснее, но как быть с водителями — злостными нарушителями правил дорожного движения? Сейчас можно постоянно нарушать ПДД, главное своевременно оплачивать штрафы и даже делать это со скидкой!

То есть, грубо говоря, можно постоянно создавать на улицах конфликтные и «предаварийные» ситуации и просто платить штрафы.

Безусловно, предусмотрены меры наказания за грубые нарушения ПДД в виде лишения водительских прав за одно нарушение или несколько одинаковых и прочее, но своевременна ли эта мера?

На мой взгляд, не совсем. Рассмотрим статистику по нарушениям на выделенных полосах в Алматы. По информации департамента полиции города, только за первые два месяца 2020 года было зафиксировано «почти полторы тысячи нарушений» . То есть в лучшем случае, в день совершается как минимум 50 нарушений на одних и тех же улицах города, где есть выделенные полосы.

Очевидно, что это осознанные нарушения, и среди нарушителей есть те, кто несколько раз нарушают ПДД на одних и тех же участках.

По словам командира полка патрульной полиции УМПС ДП Алматы полковника Манапа Саттарова «нередко на спецполосах автомобилисты припарковывают свой транспорт, невзирая на требование дорожных знаков и разметки. Вкупе эти факторы негативно сказываются на бесперебойной работе общественного транспорта, на состоянии аварийности и безопасности дорожного движения в целом».

То есть, местная полиция признает факт систематических нарушений и что они в конечном счете влияют на показатели по ДТП, но не в ее полномочиях изменить КоАП, а также суммы штрафов и принципы их выплат.

Автомобили, припаркованные на автобусной полосе

Что делать?

Для того, чтобы снизить смертность и травматизм на 50% в последующие 10 лет, потребуется серьезная работа на национальном и местных уровнях.

Например, по направлению «Безопасная дорожная инфраструктура» Глобального Плана десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2021-2030, до начала массового создания этой самой инфраструктуры требуется изменение большинства пунктов нормативной базы, в противном случае деньги будут потрачены на плохо работающие решения.

По направлению «Безопасное пользование дорогами» в сфере правоприменения необходимо добиться изменений такого характера, чтобы систематические нарушения ПДД стали крайне дорогостоящим, а главное — непродолжительным мероприятием для их автора.

Эту проблему можно решить с помощью внедрения пороговых значений количества нарушений ПДД, после которых нарушитель выплачивает штраф, пропорциональный стоимости его автомобиля, а также лишается водительских прав на определенный период времени.

В то же время водители, соблюдающие ПДД, на определенный отрезок времени смогут получать те или иные бонусы либо скидки. В США прекрасным инструментом для этого является стоимость страховки — чем меньше и короче история нарушений, тем дешевле страховка в долгосрочной перспективе.

Помимо точечных изменений законодательства и стандартов проектирования, требуется разработка транспортной стратегии страны, национальной программы по снижению количества погибших в ДТП, и, самое важное — подготовка специалистов в сфере транспорта и безопасности дорожного движения, которые смогут воплотить в жизнь все необходимые решения. Тогда большинство городов Казахстана, а не только города республиканского значения смогут стать комфортнее и безопаснее.