Назерке Курмангазинова, Vласть, фотографии Алмаса Кайсара

«Кладбище» алматинских автобусов

В 50 км от города общественный транспорт ждет очереди на ремонт

«Кладбище» алматинских автобусов

Несколько дней назад в группе «Общественный транспорт Алматы» в Facebook появились фотографии «кладбища» автобусов в пригороде Алматы — в поселке Жетиген. У большинства автобусов нет колес, разбиты стекла, разобраны салоны и многие запчасти отсутствуют. Это вызвало волну возмущения в социальных сетях — ведь в городе постоянно ощущается нехватка автобусов. Общественники заявляют, что на «кладбище» есть и новые машины, закупленные три года назад. Компания «Алматыэлектротранс», под управлением которой находится большинство общественного транспорта города, уверяет, что это место выбрано для хранения автобусов, которые ждут очереди на капитальный ремонт. Vласть отправилась в поселок Жетиген, расположенный в 50 километрах от Алматы, чтобы разобраться в том, что происходит.

Стоянка нерабочих автобусов огорожена высоким забором с колючими проволоками. Со стороны видны только китайские газовые автобусы Yutong, складированные один над другим. Их начали закупать 2013 году. Но если приглядеться, то можно увидеть автобусы марки ЛиАЗ, которые были приобретены в 2017-2018 годах.

Фотография Владислава Захарова

Владислав Захаров, который уже несколько лет пишет в социальных сетях об общественном транспорте Алматы и области, одним из первых сообщил о «кладбище автобусов». Он уже в третий раз приезжает сюда и каждый раз удивляется тому, как растет количество сломанных автобусов и газелей. Он отмечает, что в Жетыгене автобусы марки ЛиАЗ поставлены максимально внутри стоянки, чтобы их не было видно.

«В Европе автобусы ходят по 10-15 лет, и они потом в идеальном состоянии поступают к нам. Такие города как Костанай и Рудный покупают б/у автобусы из Европы в хорошем состоянии. Потом их эксплуатируют еще лет десять. А с этими автобусами уже так не получится. Их содержание просто ужасное, неизвестно, как их обслуживали, что они начали вставать. Там сверху на автобусе есть надпись «ДВС», – указывает Владислав на один из неработающих автобусов. – Это означает, что двигатель умер. У кого-то нет оборотов, у кого-то еще что-нибудь не работает. Из-за чего двигатели ломаются? Если бы это был заводской брак, то их бы отправили обратно к производителю, начали бы судиться. Тут просто заливали автобусам что-то плохое, либо не обслуживали двигатель. ЛиАЗы в целом капризные, но можно их починить, двигатель поменять, заливать не дешевое топливо».

После того, как в сети начали активно обсуждать это «кладбище автобусов», ТОО «Алматыэлектротранс» заявило, что эта территория используется для парковки автобусов, ожидающих ремонта. Также пресс-служба компании опровергла информацию о складировании автобусов марки ЛиАЗ и газелей для последующей утилизации.

По словам представителя компании «Алматыэлектротранс», автобусы были отправлены сюда по двум причинам: первая – чтобы освободить место для новых партий автобусов, вторая — в автопарк АЭТ «Восток» поступило заявление от экологической организации и было вынесено предписание о нарушении экологических норм.

«У нас несколько парков по городу. Там есть определенное количество мест для автобусов. Мы купили 150 автобусов, в ближайшее время они придут. Если бы все эти автобусы остались на месте, у нас просто не было бы возможности поставить новые 150 автобусов. Второй момент, парк «Восток» находится на рынке «Жетысу», мы его арендуем. Местные жители бесконечно на нас жалуются из-за дизельных автобусов. Какое-то время назад экологический фонд «Зеленое спасение» написал на нас заявление и к нам пришла проверка — выписали предписание, которое мы должны соблюсти. Мы понимаем, что нужно искать какое-то другое место, потому что в любом случае мы жителям мешаем и жалобы будут продолжаться», — сказала Vласти представитель «Алматыэлектротранс» Жанна Нурсеитова.

По ее словам, место для хранения этих автобусов было выбрано в поселке Жетыген из экономических соображений. Перевозить автобусы туда начали более четырех месяцев назад. «Сейчас в Жетыгене около 97 автобусов ждут очереди на капитальный ремонт. 60 отвезли в ремонтную зону и до конца года они будут готовы», — говорит она.

Однако общественники в сфере транспорта обеспокоены тем, что если эти автобусы хранить таким образом до весны, то они просто сгниют. Также они подозревают, что автобусы ЛиАЗы, возможно, были повреждены при транспортировке.

Представитель «Алматыэлектротранс» в разговоре с Vластью утверждает, что в новых автобусах ЛиАЗ изначально были проблемы с двигателями.

«Эти автобусы ЛиАЗ уже года два, наверное, такие проблемы приносят. Без конца автобусы ездят с открытыми капотами, потому что двигатель объёмом 6, это для обычной машины, а не для автобусов, которые везут 120 человек. А еще с учетом того, что автобусы ходят битком... И в первый же год у них крыша протекает, много проблем с ними. Здесь топливо не причем, здесь очень много факторов. Плюс постоянные перегрузки. Все наложилось, и эти автобусы начали выходить из строя», – поясняет она.

Фотография Владислава Захарова

Между тем аким города Алматы Бахытжан Сагинтаев недавно в ходе прямого эфира на телеканале «Алматы» отметил, что мелкие перевозчики, которые взяли маршруты, обслуживают их некачественно из-за нехватки автобусов. Также в прямом эфире сообщалось, что для устранения дефицита закуплено еще 300 автобусов.

Как сообщила Vласти Жанна Нурсеитова, в ближайшее время прибудут 150 автобусов Golden Dragon. Что касается второй партии, то объявлен конкурс государственных закупок. Предварительный срок его завершения — 30 ноября 2021 года.