7125
1 февраля 2023
Роман Барабанов, специалист по транспортному планированию, Urban Forum Kazakhstan

Транспортный совет акиму

О принятии решений в транспортном секторе Алматы

Транспортный совет акиму

Urban Forum Kazakhstan настаивает на том, что необходима если не корректировка Дорожных карт, то уточнение ключевых моментов до старта каких-либо полномасштабных действий. Urban Forum Kazakhstan выступает за возобновление работы Совета по транспорту при акиме г. Алматы, либо этот орган следует закрепить за Общественным советом или маслихатом города.

В прошлом году был принят масштабный стратегический документ – План развития Алматы. Опыт разработки разделов, касающихся общественного транспорта, показал важность и хороший потенциал продуктивной совместной работы структурных подразделений акимата и независимых экспертов при обсуждении задач и планируемых мер.

И все же, как бы ни был успешен пример взаимодействия при написании документов на средне- и долгосрочную перспективу, гораздо сложнее заниматься реализацией запланированных задач, их детализацией и сопряжением с другими мерами, анализом целесообразности и оценкой воздействия тех или иных действий.

Последствия такого планирования можно увидеть на примере того же Плана развития Алматы. На основе обозначенных в нем приоритетов подразделениями акимата были разработаны Дорожные карты по достижению целей. Сделано это было без учета координации между разными действующими лицами и без выслушивания альтернативных мнений и дополнены мерами, не содержащимися в Плане развития.

В итоге часть проектов из Дорожных карт оказались недостаточно четко проработаны, некоторые из них дублируют друг друга, а ряд целевых индикаторов прописаны размыто. На наш взгляд, уже сейчас необходима если не корректировка Дорожных карт, то уточнение ключевых моментов до старта каких-либо полномасштабных действий.

Надо сказать, что опыт вовлечения независимых экспертов в процесс выработки и принятия решений был опробован в Алматы и при двух предыдущих акимах. Во второй половине 2021 года с участием акима регулярно – не менее одного раза в месяц – обсуждались ключевые оперативные и стратегические задачи транспортного сектора. Еще ранее, для разработки проекта BRT при акиме Есимове была создана рабочая группа из разных специалистов, которая оценивала различные решения и сценарии.

Диалог между ответственными лицами внутри местной администрации и с экспертами извне бюрократического аппарата необходимо начинать проактивно, на самых ранних этапах планирования. Если подключать эти механизмы в реактивном порядке, т.е. уже после старта проектов, то потребуется намного больше времени, финансов и кадров на исправление недочетов, что скажется на алгоритме и сроках реализации всей Дорожной карты и, в целом, Плана развития.

Прошлогодняя октябрьская история с озвученным и вскоре отмененном решении по BRT, возврат 80 км/ч на пр. аль-Фараби в 2019 году, передача АлматыЭлектроТранс в доверительное управление частной компании в 2016 году стали яркими примерами решений, принятых без должной проработки и консультаций. С другой стороны, запуск первой очереди BRT, введение дифференцированного тарифа, создание выделенных полос на пр. Суюнбая и пр. Момышулы доказывают преимущества обсуждения таких решений с экспертным сообществом перед их принятием и публичным озвучиванием.

Urban Forum Kazakhstan выступает за возобновление работы Совета по транспорту при акиме г. Алматы, либо этот орган следует закрепить за Общественным советом или маслихатом города, что поможет ему стать полноценным устойчивым институтом, факт наличия или отсутствия которого не будет зависеть от личности акима.

Важно делегировать больше задач различным группам специалистов и предоставлять им проекты для независимого анализа перед и на этапе разработки, а также для оценки – промежуточной и финальной – уже реализуемых проектов.

Учитывая большое количество масштабных изменений, которые ждут транспортный сектор Алматы в самом ближайшем будущем, будет ошибкой пытаться реализовать их, не имея общей платформы для регулярной «сверки часов».