Назерке Құрманғазинова, фотографии Данияр Мусирова

«Жители не знают об этом поезде или же им неудобно»

Как ежедневно люди добираются на поезде из Конаева до Алматы

«Жители не знают об этом поезде или же им неудобно»

11 ноября 2022 года по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева был запущен пригородный электропоезд между Алматы и городом Конаевым. Тогда говорилось о необходимости повышения транспортно-логистического потенциала региона и снижении транспортного затора возле Алматы. Электричка выезжает в 5:30 из Конаева и вечером в 18:40 едет обратно. С момента запуска перевезено всего 3 754 пассажиров.

Журналисты Власти проехали по этому маршруту.

«Где новый поезд?»

Цена билета от железнодорожного вокзала Алматы-2 до Конаева составляет 450 тенге, но по дороге поезд также делает остановки на станциях Жетысу, Байсерке, Кайрат, Жетыген, Илийская, поэтому цена варьируется в зависимости от остановки.

Мы покупали билеты за сутки до отъезда, на тот момент все места в вагоне были свободны. На сайте был доступен только один вагон вместимостью 81 место, хотя изначально при запуске маршрута сообщалось о трех вагонах и 175 местах.

Поезд отходит с вокзала Алматы-2 в 18:40, дорога должна занять 1 час 50 минут. Через мост мы спустились на третью линию железной дороги. На линии не оказалось того нового рельсового состава, который показывали при запуске, вместо него стоит обычный плацкартный вагон. Мы уточнили у проводника: «Это же электричка до Конаева?». Он подтвердил, что это тот самый поезд и можно сесть на любое место.

В стареньком вагоне всего около десятка человек, у многих уставший вид после работы. Поезд медленно начинает двигаться вдоль жилых домов.

Мы разговорились с двумя женщинами из села Байсерке, которые часто добираются до работы на этом поезде. Одна из них – Сауле Канатова, которая начала ездить с декабря, когда удлинили маршрут до железнодорожного вокзала Алматы-2, а до этого поезд месяц ездил только до вокзала Алматы-1.

«Мне удобно, он экономичный по деньгам. Сейчас бензин подорожал, ездить на такси не так выгодно. Только в одну сторону уходит 1500-2000 тенге. В автобус не помещаемся, народу много. Посмотрите, сколько людей стоят на Саяхате! Многие из Жетыгена, работают в Алматы, но, видимо, они не знают об этом поезде или же им неудобно. Я, например, живу рядом железной дорогой, но у многих дома далеко от станции, им трудновато добраться», – рассказывает она.

Сауле ежедневно просыпается в 5 утра, чтобы успеть в Алматы на работу в 8:30. Перед тем, как устроиться на работу, она согласовала свой рабочий график под расписание поезда: «Но не у всех такой график, кто-то выходит с работы позже или раньше и не успевает на поезд. С Байсерке 5-6 человек постоянно ездят, есть два студента. Утром я вижу всех, но вечером они не всегда едут обратно на этом поезде».

Такой пригородный поезд нужен для жителей села, считает Сауле Канатова, учитывая сколько людей работают в городе. «Зимой в гололед мы спокойно добирались на нем. Сейчас опять идет ремонт дорог, машины не могут заезжать, а мы на поезде ездим. Здесь безопаснее».

Она указывает на несколько проблем: «В вокзале Алматы-1 долго стоим, где-то 30-40 минут. Можно же сделать хотя бы 10-15 минут, только один вагон, неужели не могут его пропустить?! Раньше был новый, красивый синий вагон с тепловозом по обеим сторонам, там было два вагона, тогда машинисты без остановки пересаживались внутри поезда. И он ездил быстро, без опоздания, но сломался после Нового года. Не выдержал морозы, а у нас, оказывается, нет специалистов», – говорит она о дизель рельсовом составе, который был запущен осенью.

Позже в АО «Пассажирские перевозки» нам подтвердили, что с февраля ДРС находится на ремонте.

Сауле рассказывает, что утром все пассажиры выходят на вокзале Алматы-1, а не на конечной остановке Алматы-2, потому что до нее поезд едет слишком долго. Женщина несколько раз звонила в Казахстан Темир Жолы по этому вопросу, но ответа так и не получила.

Мы доехали до вокзала Алматы-1, там в вагон зашли двое пассажиров. Часы показывали 19:00. И как говорила наша собеседница, мы двинулись с вокзала лишь спустя 30 минут. После этого проводник проверил билеты у пассажиров. Некоторые из них оплачивали проезд прямо на месте через переводы и проводник выдавал им чеки.

Семейная пара с ребенком несколько раз в месяц ездит в Алматы. Сегодня они были у стоматолога.

«Об этом поезде узнали через местный инстаграм паблик. Здесь (в плацкартном вагоне) с детьми удобно, и самим можно полежать. Вот в такси одной рукой держать ребенка неудобно. Этот поезд лучше, чем сидящий – там были маленькие сиденья, но зато он был новым», – вспоминает Гульсара Казкенова, укачивающая младенца.

Она также, как и Сауле Канатова говорит о слишком долгой остановке на вокзале Алматы-1: «Вот сейчас муж хотел сходить за водой, проводник сказал 10 минут постоим и всё, а в итоге мы полчаса стояли. Постоянно так. Один раз вообще задержались на 40-50 минут, если бы не это, мы бы раньше приезжали в Капшагай. Это жирный минус. То есть на дорогу уходит 2-2,5 часа». Между тем расстояние между двумя городами всего 70 километров.

Гульсара Казкенова

Гульсаре хотелось бы, чтобы поезд ездил не только утром и вечером, но и в обед — из Капчагая в Алматы.

Это не первый подобный опыт запуска поезда между Конаевым и Алматы, в 2017 году была запущена такая же электричка, но через год её убрали из-за запуска скоростной автомобильной трассы. Среди пассажиров мы встретили тех, кто помнит про тот поезд. «Проезд был 80 тенге, вагонов было пять и кресла, как в автобусах. Они ездили несколько раз в день», – говорит пожилая женщина.

Жасмина Бурханова учится в одном из вузов Алматы, родом из Конаева, снимает квартиру в Алматы и на выходных ездит домой.

«Редко пользуюсь поездом, потому что время крайне неудобное, то есть, из Капшагая мне нужно выезжать в 4-5 утра. Мне незачем ехать так рано. В основном люди ездят на маршрутках, потому что они курсируют несколько раз в день», – говорит Жасмина, добавляя, что при удобном графике она бы ездила на поезде чаще.

25-летний Шахтемир Азильханов вместе с супругой смотрят сериал на телефоне. Они недавно переехали в Конаев. И поскольку Шахтемир работает в Алматы, то каждый день пользуется этим поездом.

«В 5 утра сел, поспал два часа и уже в городе, поехал дальше на работу. Также обратно. График в принципе удобный, у меня работа в 8:00 начинается, с поезда выхожу примерно в 7 утра, за 40 минут доезжаю до работы, также вечером. В целом мне все нравится, здесь прикольно, безопасно, если сравнивать с маршруткой», – говорит мужчина.

Его жена сегодня впервые пользуется электричкой. Шахтемир Азильханов обычно садится на поезд на вокзале Алматы-2, но сегодня они опоздали на рейс и им пришлось на такси добраться до первого вокзала, чтобы успеть на поезд.

Шахтемир Азильханов с супругой

Шахтемир рассказывает, что не застал новую электричку, видел только фото. Он также как и пассажиры с детьми предпочитает плацкартный вагон, потому что тут можно полежать и есть столик.

«Было бы неплохо, если бы они поменяли график, не в 5:27 отъезжали, а ровно в 6 утра. Ну как удобно, так и сделали, – говорит он и замечает, что поездом пользуется мало людей. – Может не успевают. Я сам два раза пропустил поезд, потому что проспал. Может не все осведомлены, что у нас есть такой поезд. Я вообще узнал о нем из интернета. Говорят, что в будущем планируют метро запустить до первого вокзала, но это когда будет».

В 21:00 мы доехали до автовокзала Конаев. С автостанции все пассажиры в один миг разошлись по домам.

Путь обратно

На следующий день, утром в 5:27 мы должны были сесть на поезд, чтобы вернуться в Алматы обратным рейсом. Так рано общественный транспорт в Конаеве не ходит, поэтому в 4:50 мы решили вызвать такси, чтобы успеть на поезд, но, как оказалось, ожидание занимает от 20-40 минут. Осталось совсем немного времени до прибытия поезда и нам пришлось “поймать” попутку.

На остановке автостанции собралось семь человек. Один из пассажиров рассказал, что до станции люди добираются как получится – если близко живут, то пешком, если далеко, то заранее — минут за 30 вызывают такси.

В вагоне люди сразу же легли спать, поэтому нам удалось поговорить только с одной пассажиркой, которая наблюдала за рассветом.

Эльмира Султанова ежедневно добирается на электричке с дачного массива до Алматы. «Раньше не знали о своих соседях, а с тех пор, как начали ездить на поезде, познакомились друг с другом, – смеется она. – До запуска поезда ездила на автобусе, но часто там не было мест и приходилось брать такси. Поезд удобный, здесь тепло и дешево. Я живу в трех минутах от остановки. Утром успеваю на работу, но вечером бывает из-за пробок не успеваю на поезд». Она тоже вспомнила про синий поезд: «В нем было хорошо, там только машинист менялся местами, а тут надо соединить тепловоз, поэтому уходит много времени».

Эльмира Султанова

В дачном массиве только одна остановка, сама Султанова живет в трех минутах от станции, но она утверждает, что ей повезло, поскольку те, кто живут дальше, добираются пешком или знакомые довозят их до станции. «Моя дочка учится в Байсерке, но до ее школы нет автобуса. И было бы удобно, если добавят на этот поезд еще один рейс, тогда дочка тоже могла бы ездить».

В 7:05 мы доехали до ЖД вокзала Алматы-1. Все пассажиры вышли, потому что стоянка займет 30 минут и никто не хочет терять время.

«Социально значимый маршрут»

Маршрут Конаев-Алматы осуществляет АО «Пассажирские перевозки». При запуске сообщалось, что на него не выделялись средства из местного бюджета. Перевозчик сообщил нам, что этот маршрут не является прибыльным для компании и доходы от продажи билетов не покрывают расходы. С момента запуска — с 11 ноября 2022 года по 26 апреля 2023 года по маршруту Алматы-1-Капшагай (Конаев) перевезено всего 3 754 пассажиров и пассажиропоток в целом остается стабильным.

В этом году планировалось, что маршрут будет субсидирован местными исполнительными органами, но пока только объявлен конкурс на основе открытого тендера Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан по определению перевозчиков, осуществляющих перевозки по социально значимым сообщениям, расходы которых подлежат долгосрочному субсидированию за счет бюджетных средств. «Пассажирские перевозки» планируют участвовать в этом конкурсе.

Компания утверждает, что увеличение количества вагонов в летнее время возможно при определении источника финансирования и увеличении пассажиропотока. «Решение о курсировании один раз в сутки с действующим графиком движения было принято для удобства жителей города Конаева, добирающимся утром до города Алматы и вечером обратно. Расписание и график движения данного поезда при необходимости будет изменен в зависимости от потребности населения», – говорят в АО «Пассажирские перевозки».