Прогуливаясь по Астане, можно увидеть мозаики и витражи художника Михаила Антонюка, переехавшего в Казахстан в 1961 году. После его смерти в 1993 году, за сохранностью работ отца следит его дочь, Оксана Фэйган-Антонюк. Журналист Власти Бейімбет Молдағали вместе с ней прошел по улицам столицы, чтобы запечатлеть оставшиеся панно художника и поговорить об их сохранении.
«Как будто так и надо. Раз покрасил, смой за собой, правда же? Своим дизайном и пандой закрыли часть папиного витража», – возмущается Оксана Антонюк при входе в кафе по адресу Республика, 33А, указывая на следы краски на витраже «Целинное поле» – работе ее отца, Михаила Антонюка.
В субботнее утро здесь немноголюдно. Администраторка заведения не сильно удивлена присутствием фотографа и уточняет, снимаем ли мы только витраж, украшающий двухэтажное здание и снаружи, и изнутри. Солнечный свет, преломляющийся в витраже, дарит кафе приятное разноцветное освещение. Однако на первом этаже можно заметить, как в щели между пластиковыми окнами и витражом скапливается мусор.
Художник-монументалист и фотограф Михаил Антонюк родился в 1935 году в поселке Туличiв в Волынской области в Украине. Творчеством начал заниматься с детства.
«У него не было карандашика, он держал уголек в то время после войны. Во время немецкой оккупации он шестилетним ребенком с мамой скрывался в лесу с партизанами. Когда он вернулся, увидел, что зарыли весь поселок на глазах. Убитая девочка, с зажатым куском хлеба в руках… Это все у него в памяти, поэтому он был такой тихий и скромный. Был немногословный. И по-русски он мало говорил, потому что приехал из Украины. Но если посмотреть на его работы, они все очень яркие и кишат красками, броские, как видите на мозаиках. Это все изнутри шло», – говорит Оксана Антонюк.
Окончив в 1961 году факультет монументальной живописи Львовского института декоративно-прикладного искусства, по комсомольской путевке он приехал в Казахстан на целину. Два года спустя был принят в Союз художников СССР. В 1992 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан.
«Отец сразу после окончания [института – В.] приехал, практически всю жизнь посвятил Казахстану. Он сразу стал работать здесь в Акмолинске и за его пределами. В работах отца видны многолетние поиски его яркого неординарного видения. Красота земли Казахстана передалась им в выразительных витражах, мозаиках, живописи, графических произведениях, маркетри и станковой живописи. Символический мир окна как открытости в мир нередко привлекал его творчество. Он гармонично соблюдал пропорции между индустриальной и первозданной красотой, обращая внимание на место человека, природы. Это, наверное, и есть круг исканий, волновавший моего отца», – рассказывает Оксана Антонюк.
Несмотря на то, что Антонюк обосновался в тогдашнем Целинограде, он часто ездил по Казахстану. Некоторые его работы до сих пор хранятся в населенных пунктах Акмолинской области, в Экибастузе и в Караганде. Например, витраж «Красная птица» украшает визит-центр Коргалжынского государственного природного заповедника, а также Дом культуры в селе Новокубанка. Одна из работ «Связь времен» (первоначальное название – «Посвящается великим труженицам поселка Ажы») сейчас находится в Национальном музее.
«Он не просто писал эту работу, он жил среди людей, познавая быт, работая там в 1970-х годах. Я ездила в Ажы (Әжі), удивительное место в Ерейментауском районе, чтобы узнать, кто эта бабушка, хотела узнать историю возникновения. Нашли тех, кто знал эту бабушку, у отца и фотография бабушки нашлась. Он решил запечатлеть её, потому что она занималась народным творчеством, руки очень трудовые, жилистые, весь поселок делал из шерсти ковры, кошмы», – рассказывает Антонюк.
Работа отца повлияла и на будущее дочери, которая выросла среди книг и атмосферы искусства. Оксана Антонюк отучилась на архитектора, однако затем получила медицинское образование.
«Я помню запах особой краски, когда заходишь в мастерскую… Вы знаете, отец работал с краской темпера. Он добавлял чистый желток как во времена Византии, в краску, такие работы – на века. Они становятся крепкими и прочными, равносильны фрескам», – говорит Антонюк.
Оксана Антонюк сейчас живет в США, однако часто возвращается в Астану и навещает места, где есть работы её отца.
Рядом с кафе находится одна из старейших гостиниц столицы – «Турист». Раньше территория кафе была частью отеля и изначально витраж делался именно для него. Внутри гостиницы сохранилась еще одна работа Антонюка – витраж «Музыка в степи». Витраж находится в ресторане отеля, где сейчас проводится ремонт. По словам Антонюк, здесь планируется построить террасу. Чтобы понять сюжет работы, нужно немного приглядеться. Первым делом вырисовывается фигура, играющая на домбре на фоне степи.
«Осторожно, не повредите ногу. Стулья навалили, уже сколы есть, – говорит она, подводя нас к витражу. – Там есть потайная комната для подсветки, но об этом никто не знал. Не разобравшись, хотели демонтировать, потому что не проникал свет. Я объяснила им, что это витраж и комнатка нужна для подсветки. Но видите какое толстое стекло. Это сделано в Беларуси на стекольном заводе «Неман» в поселке Лида».
Снаружи отеля так же находится небольшая работа, на которой видны различные фигуры.
В нескольких перекрестках от гостиницы, на фасаде здания бизнес-центра «Оркен», в котором раньше был полиграфический комбинат, расположены еще два мозаичных панно совместной работы Михаила Антонюка и Василия Товтина – «Печать» и «Космос», изготовленные в 1972 году. В 2018 году Оксана в очередной раз вернулась в город и увидела их в испорченном состоянии. Кроме того, мозаики были скрыты баннерами. Тогда она решила провести реставрацию и добиться охранного статуса — как объекта историко-культурного значения.
«Я тогда приехала защитить наследие моего отца. Мне сказали, что работы были закрыты баннерами и вопрос шел о снятии. Я разговаривала с директором бизнес-центра и он сам был заинтересован в их сохранении. Я увидела много повреждений и много что посыпалось. Я решила отреставрировать. На это ушло несколько месяцев», – вспоминает Оксана Антонюк.
Ей пришлось долго искать похожую смальту и нашла она ее в Караганде. В художественном фонде местного Союза художников были остатки московской смальты сорокалетней давности. Дочь, как и ее отец, раскалывала каждый кусок и вкладывала его в цементный раствор. Она отмечает, что реставрация была важна и для местных жителей.
«Когда я делала реставрацию, к нам подошел человек и перепугался, подумав, что мозаику убирают. Он сказал, что будет на нас жаловаться и прямо сейчас побежит в акимат. Людям настолько эти произведения близки, что они срослись с ними и очень переживают за них», – рассказывает Антонюк.
Мозаичное панно «Космос» затрагивает тему освоения космоса, однако здесь можно заметить и колосья пшеницы, пламя или механическое колесо, символизирующее движение вперед. Каждый интерпретирует работу по-своему.
В работе «Печать» можно заметить деятелей искусства, таких как как Абай, Сакен Сейфуллин, Тарас Шевченко и Леся Украинка.
У входа в Мехколонну мы случайно обнаружили мозаичное панно неизвестного автора с портящейся облицовкой.
Фэйган-Антонюк показывает нам небольшую стопку бумаг со стихами отца, которые обнаружила недавно. Многие были написаны в 1947–1964 годах, то есть сочинять он начал в 12 лет. Антонюк говорит, что в этих работах можно заметить «несоветскую» личность отца:
«Приятно, что нам досталось что-то из детства. Он пронес все это бережно через десятилетия, но все это было где-то в потаенном месте. В советское время он был другой человек: коммунист, партийный. А тут библейская, религиозная тема. У него в свое время были и проблемы с КГБ. Спрашивали почему у него висят иконы. Были вопросы и по творчеству, почему половина лица зеленая, а другая желтая, и что это за искусство. Было очень много недопониманий, но он же по-особому видел всё. За свою короткую, но очень яркую творческую жизнь персональных выставок мой отец не делал. Он был очень скромный человек. Умер в 58 лет. Он жив, потому что мы говорим о его работах, а сколько художников ушли в неизвестность. Нужно говорить, показывать, реставрировать».
Говоря о важности сохранения наследия отца, Антонюк упоминает и те работы, что были утеряны или разрушены. Несколько его панно украшали центральный вход Дома торжественных обрядов по улице Республика, на месте которого сейчас стоит недостроенный ТРЦ. Дом торжественных обрядов вместе с работами «Радуга» и «12 знаков зодиака» был уничтожен в 2000 году.
«На потолке отец еще сделал витраж и того там было три литых витража. Ночью, чтобы люди крик не подняли, приехал экскаватор и разбомбил все. Я не была там, но мама и брат стояли напротив здания и плакали. Там в красных элементах работы присутствовало натуральное золото. Это бесценное произведение искусства. Было», – говорит Фэйган-Антонюк.
В здании гостиницы напротив акимата Астаны, которая раньше называлась «Есиль» и находится под защитой государства, находились две работы в стиле маркетри «Невеста» и «Дастархан».
«Это сложно объяснить чувствами. Это хорошо, что отец не дожил до того времени, когда его труды разрушали», – говорит Фэйган-Антонюк.
Поддержите журналистику, которой доверяют.